Абиотические факторы

В процессе изучения проблемы школьники усваивают знания о взаимоотношении живых систем с природной средой, о влиянии основных климатических факторов на эти системы. Использование учащимися знаний физической природы света, взаимодействия вещества и поля помогает более успешно изучить экологические закономерности.

На уроке учитель применяет методы беседы, работу с учебником. Для подготовки школьников к усвоению нового материала он проверяет знания задач экологии, экологических факторов, примеров абиотических факторов. Учитель просит вспомнить о значении света в жизни растений, животных и человека, роли фотосинтеза в обеспечении живого энергией, космической роли зеленых растений. Знание учащимися физической природы света позволяет им обосновать эффективность красных и сине-фиолетовых лучей, осознать роль видимой части спектра с длиной волны 400– 800 мкм в процессах фотосинтеза.

Учитель обобщает знания роли ультрафиолетового излучения в различные геологические эпохи: беспрепятственное их проникновение к безжизненной поверхности Земли, воздействие на синтез органических веществ, зарождение живого в ультрафиолетовой тени, возникновение экрана озона в результате жизнедеятельности зеленых растений, появление вследствие этого возможности выхода жизни на сушу. Рассмотрение физической природы инфракрасных лучей, составляющих 55% потока солнечной энергии, позволяет объяснить их тепловое действие на живые существа.

Школьники с помощью учителя делают вывод об огромном значении видимых лучей солнечного света в жизнедеятельности организмов, в их влиянии на физиологические процессы, на пробуждение активности дневных животных и подавление деятельности ночных, на сроки развития растений. На основе знания учащимися влияния света на оптически активные вещества учитель освещает их роль как раздражителя органов зрения животных.


Учителю биологии на заметку:

Значение температуры в жизни животных и растений
Сезонные изменения в природе и приспособление к ним организмов
Причины биологических ритмов
Экологические системы
Саморегуляция в биогеоценозе
Методика обучения общей биологии