Агроценоз во многом уступает биогеоценозу

Сравнение двух систем позволяет учащимся сделать вывод, что агроденоз представляет собой менее целостную и устойчивую систему, чем биогеоценоз, так как он состоит из небольшого числа видов, имеющих высокую численность (культурные растения, сопутствующие им сорняки, вредители, возбудители заболеваний), цепи питания в нем короткие и простые, круговорот веществ неполный. Неустойчивость агроценоза вызвана также и тем, что защитные механизмы продуцентов – культурных растений – слабее, чем дикорастущих видов, у которых приспособления совершенствовались в процессе эволюции в течение миллионов лет.

Учитель просит школьников назвать способы повышения устойчивости агроценозов, поднятия их продуктивности как важнейшей задачи Продовольственной программы. С помощью учителя школьники приходят к выводу, что человек должен регулировать абиотические и биотические связи в агроценозе, направлять усилия на накопление биомассы и энергии в звене продуцентов. Анализ конкретного агроценоза помогает школьникам сделать вывод, что знание экологических закономерностей дает возможность человеку воздействовать на различные звенья агроценоза: изменять абиотические факторы (содержание питательных веществ, влажность почвы), разрывать биотические связи и ослаблять конкуренцию (уничтожать вредителей, возбудителей болезней, сорняки) и таким образом повышать его продуктивность.

Учащиеся понимают, что воздействие человека на большие массивы сельскохозяйственных культур ограничено, поэтому они могут назвать закрытые агроценозы как наиболее управляемые человеком системы. В них человек может воздействовать на все факторы и создать оптимальные экологические условия для получения высоких урожаев. Учитель сообщает, что урожай зерновых и овощных культур, выращенных в закрытых системах, в 5–10 раз превышает собранный в поле урожай. Он подчеркивает, что с ростом городов, с развитием науки и техники закрытые агроценозы становятся все более перспективными.

Для закрепления знаний учитель просит привести примеры местных агроценозов, проанализировать структуру, назвать способы повышения их продуктивности, рассказать о фактической продуктивности и определить перспективы развития агроценозов. При этом важно связать продуктивность агроценозов с успехами генетики и селекции, показать роль новых сортов растений в решении данной задачи, а также значение экологических знаний в управлении продуктивностью агроценозов.

Оставшееся по теме время учитель использует и для проведения экскурсии, а также для обобщения всей системы экологических знаний, усвоенных школьниками в X классе и предшествующих курсах биологии. На экскурсии в местный биогеоценоз важно организовать самостоятельную работу учащихся после вступительной беседы. Школьники должны в соответствии с заданием подсчитать число видов деревьев, кустарников на участке 10x10 м, подсчитать число видов травянистых растений на 1 м2, примерно определить увлажненность, освещенность, направление наклона изучаемого участка биогеоценоза. Необходимо, чтобы учащиеся установили пищевые связи, составили несколько цепей питания, определили направление потока вещества и энергии. Для характеристики круговорота веществ целесообразно предложить учащимся определить мощность опада, лесной подстилки. На уроках, посвященных изучению экологических систем, учитель привлекает результаты наблюдений на экскурсиях, подводит итоги выполнения самостоятельной работы. Все изучение темы строится с опорой на фактические знания, результаты работы учащихся на экскурсии.

На обобщающем уроке систематизируются знания учащимися различных экологических систем: популяции, вида, биоценоза, биогеоценоза, агроценоза, их структурных компонентов и присущих им функций, правила экологической пирамиды. Учащиеся должны проявить умение использовать экологические знания для обоснования мероприятий по охране природы, повышения продуктивности агроденозов. Систематизации знаний способствует сравнение различных экологических систем, определение роли экологических факторов в изменении биогеоценозов, в их смене. Важно на обобщающем уроке добиваться понимания целостности и устойчивости биогеоценозов, выявления причин этих свойств, раскрытия влияния всех изученных абиотических факторов на организм, популяцию, биогеоценоз и агроценоз, объяснения значения фотопериодических реакций в жизни организмов с сезонными климатическими изменениями.


Учителю биологии на заметку:

Обобщение экологических знаний
Биосфера и ее границы
Биомасса планеты и воздействие на нее человека
Функции живого вещества
Микроорганизмы почвы и антропогенный фактор
Влияние деятельности человека на природу
Круговорот веществ и его значение для биосферы
Цепи питания в круговороте веществ
Эволюция биосферы. Ноосфера
Негативная деятельность человека в биосфере
Вымирание растительности по вине человека
Методика обучения общей биологии