Агроценозы – искусственные образования

Вопрос об агроценозах в программу включен впервые. Учащиеся должны усвоить особенности их структуры и функций, осознать роль их продуктивности в решении задач Продовольственной программы, понять мероприятия, необходимые для повышения продуктивности агроценозов.

Материал следует изучать методом беседы на основе сравнения с биогеоценозом. Проверка знаний должна подготовить учащихся к осознанию структуры и функций агроценоза, особенностей круговорота веществ в данной экосистеме, к определению мер воздействия на нее для повышения продуктивности. Объяснение нового материала учитель начинает с вопроса о воздействии антропогенного фактора на экосистемы, об изменении лугов, пастбищ, разнообразных природных ландшафтов. Обсуждение ответов учащихся позволяет отметить, что в век научно-технического прогресса влияние человека на биогеоценозы возрастает, практически трудно найти природное сообщество, которое бы не подверглось воздействию антропогенного фактора.

Так учащиеся подготавливаются к введению понятия агроценоза как своеобразного сельскохозяйственного биогеоценоза, в котором главное место занимают культурные растения. Учитель подчеркивает, что площадь агроценозов и других культурных ландшафтов имеет тенденцию увеличиваться, возрастает их роль в обеспечении человечества пищей, сырьем, в поддержании газового баланса, в сохранении пригодной для жизни воздушной среды, обогащении ее кислородом.

Учащиеся знают, что в результате деятельности продуцентов в биогеоценозе происходит преобразование энергии Солнца, ее накопление в виде энергии химических связей органических веществ. Благодаря энергии Солнца, которая преобразуется растениями, происходит круговорот веществ в биогеоценозе. Он возможен также на основе сложной системы связей между почвой, растениями, животными, грибами, дробянками. Благодаря пищевым связям между популяциями разных видов осуществляется поток вещества и энергии от организмов-производителей ко всем звеньям.

Восстановление знаний биогеоценоза дает возможность перейти к рассмотрению структуры и функций агроценоза. Школьники сами приводят примеры агроценозов: поле кукурузы, или пшеницы, или картофеля. В качестве основного структурного компонента они называют культурное растение, которое так же, как и продуценты в биогеоценозе, осуществляет трансформацию энергии Солнца, ее накопление, вовлекает солнечную энергию в круговорот веществ, происходящий в данной искусственной экосистеме.

Учитель предлагает школьникам сравнить агроценоз и биогеоценоз по числу входящих в них видов, пищевых связей, полноте круговорота веществ, сделать вывод, какая система обладает большей целостностью и устойчивостью. Учащиеся уже знают, что целостность и устойчивость биогеоценоза зависят от многообразия входящих в него видов, степени приспособленности их к совместному обитанию, интенсивности круговорота веществ.


Учителю биологии на заметку:

Агроценоз во многом уступает биогеоценозу
Обобщение экологических знаний
Биосфера и ее границы
Биомасса планеты и воздействие на нее человека
Функции живого вещества
Микроорганизмы почвы и антропогенный фактор
Влияние деятельности человека на природу
Круговорот веществ и его значение для биосферы
Цепи питания в круговороте веществ
Эволюция биосферы. Ноосфера
Негативная деятельность человека в биосфере
Методика обучения общей биологии