Анализ полученных материалов

Анализ конкретного материала позволяет подвести учащихся к обобщению, что в основе ароморфозов лежат наследственные изменения, которые обеспечивали подъем уровня организации жизни и становление новой крупной группы, давали ей возможность выйти в новую среду обитания. Эти наследственные изменения сохранялись отбором, накапливались и закреплялись им.

Целесообразно обсудить вопрос о видах, которые выходят на путь ароморфоза и дают начало новым крупным таксонам. Учитель рассматривает виды, обладающие узкими приспособлениями к среде обитания, и показывает, как тонкая специализация мешает им освоить новую среду обитания, выдержать в ней борьбу за существование и вступить на путь ароморфоза. Учитель делает вывод, что путь ароморфоза характерен для неспециализированных видов. Уместно здесь зачитать слова видного русского ученого-эволюциониста И. И. Шмальгаузена; «Во всех тех случаях, когда нарождается действительно новая форма, она не обладает преимуществами имеющихся уже специализированных форм и неизбежно сильно истребляется. Однако именно благодаря отсутствию специализации она может занять новое место в природе, еще не занятое другими организмами или освобожденное вследствие вымирания специализированных форм при быстрых изменениях жизненных условий. Если организм попадает в этом новом месте в благоприятные условия питания, то он может быстро пойти по указанному пути прогрессивной эволюции, характеризующему ароморфоз».

Анализируя цитату, учитель поясняет, что у примитивных, неспециализированных форм отдельные наследственные изменения могут оказаться полезными в новых условиях и будут подхвачены естественным отбором. При скрещивании эти изменения будут комбинироваться, дополняться соотносительными уклонениями и слагаться в целостную систему ароморфной организации. Целесообразно узнать мнение учащихся, какими могли быть исходные, малоспециализированные родоначальные виды у претерпевших ароморфозы растений и животных. Учитель кратко характеризует кистеперых рыб, стегоцефалов, зверозубых ящеров, лазающих птиц, примитивных одноклеточных, вроде эвглены зеленой, и обращает внимание на их широкую специализацию. Например, эвглена зеленая может питаться как растение и как животное, кистеперая рыба может плавать и ходить. Подобные виды, которые сохранили в своей организации признаки старой формы, но и приобрели новые черты, могли быть исходными для образования новых таксонов.

В зависимости от понимания и запоминания школьниками учебного материала об ароморфозах учитель решает вопрос о способах изучения идиоадаптаций. В большинстве случаев он выделяет специальный урок на изучение идиоадаптаций и дегенераций. Это позволяет разобраться учащимся в ароморфозах, закрепить материал дома и лучше подготовиться к восприятию других путей эволюции.

Для изучения идиоадаптации и дегенерации также целесообразно использовать проблемную лекцию с элементами беседы. Вводя новую проблему, учитель характеризует события в органическом мире, которые следуют за ароморфозом: возникновение новой группы сопровождается заселением новых условий обитания, что ведет к ее процветанию, увеличению численности видов. Однако последнее обстоятельство вызывает обострение борьбы за существование между особями и популяциями вследствие ограниченности жизненных средств. В этих условиях естественный отбор приобретает направление, ведущее к возникновению новой ароморфной группы из малоспециализированной формы. Новая группа усиливает конкуренцию в старой группе, ароморфные черты которой перестают давать преимущества в борьбе за существование.

Учитель предлагает школьникам высказать мнение о том, как это противоречие может решаться в природе. С помощью учителя они находят решение проблемы: после ароморфоза эволюция видов осуществляется по пути формирования частных приспособлений к конкретным условиям обитания. Эти частные приспособления помогают выстоять, выдержать конкуренцию со стороны новой, более высокоорганизованной группы. Учитель делает вывод: группа, претерпевшая крупные изменения, – ароморфоз, – как правило, вступает на новый путь эволюции – идиоадаптацию, для которой характерно сохранение прежнего уровня общей организации и формирование приспособлений к частным, специфическим средам обитания. Учитель просит школьников привести примеры идиоадаптаций, дать характеристику частных приспособлений у известных им видов. При этом учащиеся сравнивают два вида, выделяют общие черты и находят различия. Например, сравнивают утку-крякву и дятла черно-пестрого, находят сходство в строении кровеносной, дыхательной, нервной систем этих видов, особенности которых позволили им освоить наземную среду обитания. Школьники сообщают, что эти общие черты представляют собой ароморфные изменения у всех птиц. Затем называют черты приспособления к водоплавающему образу жизни у утки и к древесному образу жизни у дятла, делают вывод, что между уткой и дятлом нет конкуренции за пищу, место обитания, что их частные приспособления способствовали жизни в специфических средах обитания, но не вызвали повышения общего уровня организации птиц.


Учителю биологии на заметку:

Эволюция по пути идиоадаптации связана с дивергенцией видов
Пути общей эволюции и её направления
Основные пути и направления эволюции жизни в архейской и протерозойской эрах
Архейская и протерозойская эра в деталях
Пути и направления эволюции органического мира в палеозое
Идиоадаптация в эволюционном процессе
Пути эволюции животных
Пути и направления эволюции в мезозое и кайнозое
Пути эволюции в мезозое
Учебные задачи темы
Доказательства происхождения человека от животных
Методика обучения общей биологии