Архейская и протерозойская эра в деталях

Учитель демонстрирует таблицу и сообщает, что в архейскую и протерозойскую эры на Земле под влиянием движущих сил эволюции сформировался разнообразный органический мир: возникли основные типы беспозвоночных животных и отделы низших растений. Без углубления в детали прослеживает основные этапы эволюции органического мира.

Учитель восстанавливает сведения о вольвоксе и сообщает, что от подобных древних колониальных форм животных произошли древние кишечнополостные, которые еще не имели органов, но были многоклеточными двуслойными организмами. У этих животных пищеварение происходило в полости, а не в клетке, что давало возможность захватывать и переваривать более крупные частицы пищи. Учащиеся уже сами могут сказать, что появление многоклеточное, двуслойного тела в процессе эволюции – ароморфозы.

Как крупный ароморфоз учитель и учащиеся рассматривают формирование трехслойного тела червеобразной формы, обеспечившей активное движение с помощью ресничек, сокращения мускулатуры. Развитие органов чувств, кишечника с анальным отверстием, кровеносной системы (у высших червей), вторичной полости тела – все эти важнейшие ароморфозы позволили червеобразным расширить среду обитания и перейти к жизни во влажной почве. Усвоению указанных ароморфозов способствует восстановление знаний дождевого червя.

Учитель просит вспомнить особенности строения членистоногих (хитиновый покров, расчленение тела, членистые конечности, поперечнополосатая мускулатура, развитие кровеносной, нервной систем и органов чувств). Все эти новообразования возникли в процессе эволюции древних кольчатых червей и представляют собой ароморфозы, которые привели к возникновению древних членистоногих, хорошо приспособленных к жизни в разных условиях и широко заселивших впоследствии сушу. Учащиеся восстанавливают знания о ланцетнике, рассматривают его изображение, отмечают наличие осевого скелета – хорды, трубчатой центральной нервной системы, жабр. Учитель делает вывод, что это основные ароморфозы, которые еще в протерозое претерпели древние червеобразные и дали начало древним хордовым – первичным бесчерепным, организация которых близка к ланцетнику. Крупные эволюционные изменения, примитивность строения, широкая специализация обусловили возможность дальнейшего исторического прогрессивного развития древних бесчерепных.

Можно предложить учащимся вспомнить черты беспозвоночных в строении ланцетника, которые указывают на его происхождение от древних беспозвоночных (сегментарное расположение многих органов).

По ходу беседы все сведения об ароморфозах учащиеся записывают в тетради. После завершения объяснения нового материала учащиеся читают текст учебника об архейской и протерозойской эрах, уточняют записи в таблице. Затем школьники зачитывают записи, дают пояснения. Учитель просит использовать учение Дарвина для объяснения изменений органического мира в наиболее древние эры. Лучшие ответы учащихся следует оценить.


Учителю биологии на заметку:

Пути и направления эволюции органического мира в палеозое
Идиоадаптация в эволюционном процессе
Пути эволюции животных
Пути и направления эволюции в мезозое и кайнозое
Пути эволюции в мезозое
Учебные задачи темы
Доказательства происхождения человека от животных
Движущие силы антропогенеза
Человеческое общество и сообщество животных
Направления эволюции человека
Питекантроп и австралопитек
Методика обучения общей биологии