Беседа в практике обучающего процесса

Запас знаний школьников по биологии, физике, химии и другим предметам позволяет использовать в практике обучения беседу. Привлечение учащихся к раскрытию нового материала способствует активизации их познавательной деятельности, помогает следить за пониманием ими изучаемого материала, вносить коррективы в содержание и характер изложения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, соразмерять глубину освещения вопроса с познавательными возможностями школьников. Беседа дает учителю возможность ориентировать школьников на анализ, сравнение фактов, на их оценку, выделение существенных признаков, формулировку мировоззренческих, атеистических выводов.

Если школьники не имеют достаточного запаса знаний для проведения беседы, то накануне целесообразно организовать работу с раздаточным материалом, с учебником, демонстрацию опыта, экскурсию, повторение материала изученных курсов. Методика проведения беседы хорошо разработана. Она строится по плану, в логической последовательности, способствующей выделению ведущих идей и развитию основных понятий. Учебная информация делится на фрагменты, к которым составляются вопросы, ставятся небольшие проблемы, ориентирующие школьников на творческую познавательную деятельность.

Беседа в органическом сочетании с рассказом и лекцией позволяет преодолеть фрагментарность изложения, придать учебному материалу целостность. Эффективное сочетание беседы с наблюдениями, опытами, практическими работами, демонстрацией кинофильмов, просмотром телепередач позволяет преодолеть увлечение словесным изложением, усилить опору на эмпирический материал при изучении теоретических концепций.

Работа с учебной книгой. Этот метод приобретает все больший удельный вес в обучении биологии. По данным исследований психологов, учащиеся слабо владеют умением работы с учебной книгой, что затрудняет выполнение ими домашних заданий, вызывает перегрузку. В главе рассматривается вопрос о формировании умений работать с учебной книгой. Здесь следует отметить необходимость систематического использования данного метода в сочетании с рассказом, беседой, наблюдением и т. д. При этом важно, чтобы учащиеся работали не только с текстом параграфов, но и с оглавлением, иллюстрациями, не только знакомились с фактами, описанием процессов, но и находили объяснение их, анализировали определения, формулировки законов и примеры их действия.

Использование метода работы с учебной книгой не должно быть формальным, т. е. не должно сводиться только к чтению текста параграфа, его пересказу. Подобное применение метода малоэффективно. Работа с учебной книгой должна быть направлена на решение конкретной задачи: найти ответ на вопрос, ознакомиться с описанием явления и объяснить его, рассмотреть рисунок и найти в нем проявление закономерности, прочитать небольшой текст и составить схему, сделать мировоззренческий вывод и т. д. Все эти задания посильны старшеклассникам. Они помогают овладению умением работать с книгой, что необходимо для успешного обучения в школе и последующей учебы в вузе или для самообразования.

Работа с экранными пособиями. Демонстрация экранных пособий – эффективный метод обучения общей биологии, характеризующийся специфической деятельностью учителя и учащихся. Следует так демонстрировать пособие, чтобы учащиеся поняли и запомнили его содержание, усвоили главное. Перед просмотром пособий учащиеся получают задания – выделить главные идеи, ответить на вопросы, заполнить схему, написать план и др. В последнее время выпускаются фильмы, в которых по ходу демонстрации ставятся и решаются проблемы. Некоторые фильмы (например, «Основные направления эволюции») содержат задания для школьников. Успешное выполнение таких заданий – показатель понимания и усвоения содержания фильма.

Демонстрация экранных пособий оказывается эффективной при обогащении этого метода разнообразными приемами – использованием программированных заданий, специальных карточек, таблиц, объясняющих наиболее сложные места фильма. Аналогичные приемы используются и при демонстрации телепередач.


Учителю биологии на заметку:

Методы обучения предметам естественнонаучного цикла
Методы проверки знаний учащихся
Письменные работы и диктанты
Методы проверки умений
Формы организации обучения общей биологии
Урок – основная форма организации обучения
Структура и классификация уроков
Лабораторные занятия в процессе обучения
Экскурсии не нужно забывать
Лекционно-семинарская форма учебной работы
Формы организации учебной деятельности школьников
Методика обучения общей биологии