Биогеоценоз дубравы

Изучение структуры и функции еще одного биогеоценоза позволяет расширить знания экосистемы, ее закономерностей, выявить обязательные компоненты биогеоценоза, установить зависимость ее устойчивости и целостности от разнообразия взаимосвязей разновидовых популяций, степени их приспособленности к совместному обитанию, от климатических условий, которые влияют на богатство видового состава экосистемы, на круговорот веществ в ней.

Для изучения новых знаний учитель использует метод беседы, работы с учебником, таблицей. Проверка знаний пресноводного водоема позволяет предложить учащимся задание для самостоятельной работы: на основании работы с текстом учебника, таблицей, знаний, полученных на экскурсии, определить структурные компоненты дубравы, разнообразие видов, их приспособленность к совместному обитанию, составить цепи питания, выявить направление круговорота веществ. Результаты работы учащиеся записывают в тетрадях, которые учитель просматривает, заслушивает записи 3–4 учащихся.

Проверка выполнения учащимися задания дает возможность организовать сравнение биогеоценозов водоема и дубравы, их структурных компонентов, видового разнообразия, цепей питания, полноту круговорота веществ и выявить, какой из них более устойчив и почему. Сравнение биогеоценозов помогает школьникам сделать вывод, что в биогеоценозе дубравы обитает большее разнообразие видов, цепи питания носят также более разветвленный характер, разновидовые популяции более тонко приспособлены к совместному обитанию, поэтому круговорот веществ в данной экосистеме протекает полнее, чем в водоеме. Дубраве присуща более высокая эффективность использования одной группой продуктов жизнедеятельности другой группы.

С помощью учителя школьники анализируют численность видов в дубраве, на примере местных биогеоценозов отмечают ее колебания, которая, однако, на протяжении длительного времени поддерживается на определенном уровне. Так раскрывается понятие саморегуляции в биогеоценозе, выявляются ее факторы. В связи с этим учащиеся называют причины, вызывающие снижение численности популяции зайца, белки, разных видов птиц, цветковых растений, определяют мероприятия охраны дубравы.

На основе сравнения биогеоценозов учитель предлагает выявить, какой из них более устойчив и почему. Школьники должны сделать вывод о большей устойчивости дубравы, которая характеризуется большим разнообразием видов, их тонкой приспособленностью к совместному обитанию, наиболее полным круговоротом веществ, в результате чего эта экосистема существует сотни лет, характеризуется высокой продуктивностью.

Для закрепления знаний учитель просит школьников вспомнить из курса физической географии обитателей пустыни, тундры, сравнить биогеоценозы названных зон с биогеоценозами водоема, дубравы. По итогам сравнения целесообразно провести беседу, в процессе которой учащиеся делают вывод, что биогеоценозы тундры, пустыни и других областей с экстремальными экологическими факторами бедны видами, малоустойчивы и имеют низкую продуктивность. Для того чтобы учащиеся убедились в зависимости продуктивности биогеоценоза от экологических факторов, учитель называет продуктивность лиственного леса умеренной зоны (в пределах 5 т/га) и тропического леса (примерно 13 т/га). Хорошо также сопоставить продуктивность биогеоценозов тундры, пустыни и умеренного или тропического пояса.

На последующих уроках для проверки знаний биогеоценозов можно использовать рисунок учебника, наблюдения на экскурсии, предложить учащимся сравнить продуцентов (соответственно консументов и разрушителей) определенных экосистем, цепи питания, продуктивность, объяснить, каким образом обеспечивается устойчивость данных экосистем.


Учителю биологии на заметку:

Изменения в биогеоценозах
Численность популяций в биогеоценозах
Агроценозы – искусственные образования
Агроценоз во многом уступает биогеоценозу
Обобщение экологических знаний
Биосфера и ее границы
Биомасса планеты и воздействие на нее человека
Функции живого вещества
Микроорганизмы почвы и антропогенный фактор
Влияние деятельности человека на природу
Круговорот веществ и его значение для биосферы
Методика обучения общей биологии