Биологический вид – основа эволюционного процесса

Учащиеся знакомятся с понятием вида уже в курсе ботаники, пользуются им при изучении зоологии, но слабо усваивают его. Поэтому необходимо уделить большое внимание формированию данного понятия, предостеречь учащихся от отождествления понятий: «вид» и «особь», «вид» и «сорт», «порода». На уроке главное внимание надо сосредоточить на усвоении школьниками знаний вида, его критериев и структуры, на формировании умения определять виды по определительным карточкам, а также убеждений в реальности видов, в огромном значении каждого вида для целостности живой природы и необходимости их охраны.

Для решения поставленных задач учитель использует разнообразные методы: рассказ, работу с экранными пособиями, натуральными объектами; использует учебный фильм «Вид и видообразование», гербарные материалы и самодельные карточки к ним, в которых дается описание вида по всем критериям.

Успешному ходу урока способствует восстановление знаний учащихся по ботанике и зоологии, полученных на экскурсии в природу по дарвинизму (понятия «вид», конкретных видов растений и животных). Учитель подчеркивает важность знаний вида, так как эволюция приурочена к популяционно-видовому уровню организации жизни. В кратком рассказе он сообщает, что Дарвин предвидел особое значение вида в эволюционном процессе, хотя и не располагал для этого достаточными доказательствами. Для того чтобы понять сущность эволюционного процесса, необходимо хорошо знать, что собой представляет вид, каковы его признаки (критерии) и структура.

Для ответа на данный вопрос следует провести самостоятельную работу на основе просмотра фильма «Вид и видообразование» (первая часть). Учащиеся получают задание: определить критерии вида, составить их краткую характеристику. Если нет фильма, то необходимо организовать работу с учебником, в ходе которой школьники также анализируют критерии и дают определение вида.

По итогам фильма учитель проводит беседу и выясняет понимание учащимися определения вида. Для усвоения данных понятий надо дать школьникам возможность использовать знания критериев для определения видов, нахождения различий у видов одного рода. С этой целью, используя гербарный материал и составленные к ним карточки, учащиеся выполняют задание: 1) рассмотрите данное вам растение: строение цветка, внешнее строение листьев, стебля, составьте характеристику морфологического критерия изучаемого вида; 2) прочитайте в карточке о среде обитания вида и дайте характеристику экологического критерия; 3) найдите сведения о сроках размножения, цветения и раскройте физиологический критерий; 4) найдите в карточке сведения об ареале вида и составьте описание его географического критерия.

Генетический критерий для многих видов не установлен, но он один из наиболее важных. Исходя из этого, при подведении итогов самостоятельной работы, прослушивании записей или рассказов 3–4 учащихся о критериях конкретных видов, с которыми они работали, учитель привлекает внимание к генетическому критерию. Отмечает, что для каждого вида характерен определенный набор хромосом, что различия у разных видов в хромосомном наборе обусловливают их нескрещиваемость, биологическую изоляцию – наиболее существенное свойство вида.

Понятие биологической изоляции конкретизируется на примере видов-двойников, которые морфологически очень сходны. Школьникам хорошо знаком малярийный комар, которого прежде принимали за один вид. Однако в настоящее время на основании репродуктивной изоляции, географического и экологического критериев выделено шесть видов-двойников, которые морфологически не различаются, но у них разные ареалы, среда обитания, характер питания.

Сведения о видах-двойниках позволяют поставить вопрос: можно ли определить вид без учета всех критериев? Учащиеся легко дают отрицательный ответ, обосновывают необходимость использования всего комплекса критериев при определении вида. Учитель ставит еще вопрос: в каком случае малярийные комары полнее используют среду обитания – когда они существовали в форме одного вида или в форме нескольких видов? Учащиеся также справляются с вопросом и делают вывод, что несколько видов малярийного комара полнее используют различные факторы среды обитания, меньше конкурируют между собой.

Ответы учащихся на вопросы по итогам работы с кинофильмом, натуральными объектами желательно оценить, учитывая степень понимания и усвоения знаний учащимися вида и его критериев. В заключение урока учитель делает вывод о виде как реально существующей форме жизни, о многообразии признаков вида и необходимости учета всех их при определении, о ведущем значении генетического критерия, обусловливающего репродуктивную изоляцию видов, о ценности каждого вида и необходимости их охраны.

Комплекты оборудования для бассейна на сайте Aquabas.ru. Всё для обслуживания бассейнов.


Учителю биологии на заметку:

Популяция – элементарная структура вида
Популяция и целостность вида
Наследственность и изменчивость – факторы эволюции видов
Вопросы о наследственности и изменчивости
Искусственный отбор – ведущий фактор создания новых сортов и пород
Борьба за существование и ее значение для эволюции
Внутривидовая борьба
Естественный отбор – ведущий, направляющий фактор эволюции
Приспособленность организмов – результат эволюции
Видообразование – результат эволюции
Различные примеры видообразования
Методика обучения общей биологии