Биомасса планеты и воздействие на нее человека

На следующем уроке понятие биомассы развивается, рассматривается ее распространение на Земле. Учащиеся должны хорошо усвоить знания факторов, обеспечивающих большие скопления биомассы в одних регионах Земли, бедность – в других, понять роль антропогенного фактора в плотности жизни на планете, знать меры защиты биосферы, предотвращения уменьшения биомассы.

Изучение нового материала следует проводить на основе метода беседы, работы с учебником. Проверка знаний биосферы, живого вещества, факторов, определяющих границы распространения жизни на Земле, подготавливает школьников к рассмотрению закономерностей распределения биомассы на планете. Сначала их внимание учитель привлекает к рассмотрению поверхности суши, распределению биомассы на разных ее участках. Знание физической географии позволит обсудить вопрос о растительном и животном мире разных климатических зон и выявить наибольшее богатство органического мира и плотность жизни в тропиках, постепенное ее обеднение к северу и югу от экватора. Учащиеся делают вывод, что наиболее насыщены жизнью те районы планеты, где комплекс абиотических факторов наиболее благоприятен для жизни организмов. Они подчеркивают огромное значение экологических факторов для распространения жизни на Земле, ее плотности.

На базе указанных знаний учитель уточняет экологический аспект проблемы вида и видообразования, устанавливает зависимость ареалов видов от нормы реакции организмов, приуроченность центров происхождения и многообразия культурных растений, очагов видообразования к зонам с комплексом оптимально выраженных факторов. По заданию учителя школьники приводят примеры распространения видов в тропиках, пустыне, тундре и конкретизируют понятие плотности жизни. Они приходят к выводу, что наибольшей плотности жизнь достигает в тех зонах, где виды оказались тонко приспособленными к совместному обитанию.

Учитель просит школьников высказать мнение о воздействии человека на плотность жизни на суше, на ее биомассу. Учащиеся могут рассказать о расширении сети городов, дорог, промышленных и сельскохозяйственных объектов, о сокращении в результате этого площади лесов, природных ландшафтов. Все это ведет к снижению сначала первичной, а затем вторичной продуктивности биомассы, вследствие чего стоит задача более рационального использования земель.

Учащиеся должны ответить на вопрос: в какой среде, кроме суши, можно обнаружить большую плотность жизни? Они в состоянии назвать водную среду. Затем школьники получают задание: прочитать в статью «Биомасса Мирового океана», объяснить причины относительно высокой плотности жизни в водоемах, особенно в их прибрежной зоне. Учащиеся с помощью учителя находят причины отличий водной среды от воздушной, отмечают большое постоянство ее экологических факторов: температуры, плотности среды, а также содержание большого разнообразия химических элементов, обеспеченность водой и др., объясняют зависимость плотности жизни от глубины проникновения света, необходимого условия жизни растений, обусловливающего их границы.

Далее учитель восстанавливает знания учащимися планктона, придонных организмов и приводит их к выводу о выделении в океане прибрежного, планктонного и донного сгущений, рассматривает основные составляющие их виды: преобладание многоклеточных крупных водорослей и разнообразных животных в прибрежной зоне, одноклеточных растений и животных в планктоне, микроорганизмов и других низкоорганизованных существ на дне, минерализующих органические остатки. Учитель подчеркивает, что биомасса океана в 1000 раз меньше биомассы суши, растения океана в 2,5 раза меньше используют энергии солнечного света.

Учитель просит школьников определить воздействие человека на биомассу океана. Учащимся известно, что человек истребил ряд видов животных, уменьшил запасы рыбы, сильно загрязнил океан нефтью и другими вредными для организмов веществами, в связи с чем требуется усилить контроль за Мировым океаном, чтобы не сделать его безжизненным, мертвым.

Аналогичным образом учащиеся рассматривают разнообразие и плотность жизни в почве. По заданию учителя они читают в статью «Биомасса почвы» и делают вывод о ее наибольшем богатстве в верхних слоях, о загрязнении и разрушении почвы в результате деятельности человека, о необходимости ее охраны и повышении плодородия, о задачах Продовольственной программы по данному вопросу.

Учитель выясняет мнение учащихся о биомассе, которую составляет человечество, указывает на ее небольшую величину и противопоставляет ей мощное воздействие человека на биосферу (создание тысяч новых химических соединений, мощное развитие промышленности и др.), в результате чего происходит загрязнение природной среды и сокращение интенсивности солнечной радиации над промышленными центрами. Человек не может не учитывать воздействий на биосферу и из этого должен исходить в планировании своей деятельности.

Недвижимость в Самаре по привлекательным ценам.


Учителю биологии на заметку:

Функции живого вещества
Микроорганизмы почвы и антропогенный фактор
Влияние деятельности человека на природу
Круговорот веществ и его значение для биосферы
Цепи питания в круговороте веществ
Эволюция биосферы. Ноосфера
Негативная деятельность человека в биосфере
Вымирание растительности по вине человека
Вопрос о повышении плодородия почвы
Цели, содержание и структура курса
Основные понятия курса
Методика обучения общей биологии