Борьба за существование и ее значение для эволюции

Главная задача изучения данного вопроса состоит в том, чтобы учащиеся осознали сложный характер взаимоотношений в живой природе, поняли воздействие на нее факторов неживой природы, осознали роль этих взаимосвязей в эволюции органического мира, уяснили пути их использования в сельскохозяйственном производстве и в охране природы.

Активизации познавательной деятельности учащихся способствуют использование методов наблюдения с элементами поиска, привлечение в ходе беседы знаний, приобретенных на экскурсии в природу.

Беседа начинается с восстановления знаний учащимися факторов эволюции культурных форм. Учитель сообщает, что установление закономерностей культурных форм позволило Дарвину создать учение о факторах эволюции видов. Учитель предлагает школьникам высказать мнение: можно ли применить учение о движущих силах эволюции культурных форм к эволюции видов? Мутации возникают у особей видов, популяций. Значит, этот фактор эволюции действует и в природе.

Для ответа на вопросы школьники восстанавливают знания о приуроченности отбора к популяции, небольшая степень целостности которой обусловливает возможность устранения отдельных особей, не приводя к гибели популяцию.

Учитель просит вспомнить, какие явления наблюдали школьники на экскурсии в природу, можно ли считать, что все рождающиеся особи доживают до глубокой старости, все ли семена растений всходят, доживают до размножения. Если часть особей устраняется от размножения, значит, отбор в природе происходит.

Учащимся предлагается рассмотреть соцветия ромашки, лопуха, осота и других растений и примерно определить число семян. Учитель подводит школьников к выводу о высокой интенсивности размножения особей. Каждый вид имеет потенциальную возможность в относительно короткий срок заселить все доступные ему места земного шара. Примеры внезапных вспышек размножения, резкого увеличения численности, нашествий отдельных видов показывают реальность этой возможности.

Затем в процессе беседы выявляется противоречие между относительно стабильной численностью большинства видов, их многообразием и безграничными возможностями размножения и овладения жизненным пространством. В этом учащиеся убеждаются при установлении места естественных популяций в природе, при развитии знаний о природных сообществах (биогеоценозах) как комплексах популяций, приспособленных друг к другу и абиотической среде. Наблюдения на экскурсии дают возможность школьникам выявить некоторые стороны взаимоотношений популяций, установить ограниченность энергетических ресурсов биогеоценоза. Учащиеся отмечают постоянство в течение длительного времени потока светового излучения Солнца – основного источника энергии для жизни биогеоценоза, лимитированность воды и минеральных солей, двуокиси углерода, необходимых для создания органических веществ зелеными растениями.

Ограниченность источников питания, размеров местообитания и высокая численность популяций делают для школьников ясным, что в среднем после гибели двух особей в популяции остаются только две «вакансии». Учитель ставит проблемный вопрос: какие процессы приводят к устранению большей части особей и выживанию небольшого их числа из многочисленного потомства каждой родительской пары? Для ответа на вопрос необходимо рассмотреть связи в биогеоценозе (борьбу за существование, по терминологии Ч. Дарвина).


Учителю биологии на заметку:

Внутривидовая борьба
Естественный отбор – ведущий, направляющий фактор эволюции
Приспособленность организмов – результат эволюции
Видообразование – результат эволюции
Различные примеры видообразования
Сохранение и рациональное использование видов
Современная система органического мира – отображение эволюции
Родословное древо жизни
Обобщение и проверка знаний эволюции живой природы
Использование эволюционной теории в практической деятельности
Задачи темы филогенетики и закономерностей эволюции
Методика обучения общей биологии