Цели, содержание и структура курса

В нашей школе цели биологического образования в целом, и курса общей биологии в частности, определяются задачами формирования научного мировоззрения школьников, составляющего основу их воспитания. В постановлении указывается на необходимость «последовательно проводить принципы единой, трудовой политехнической школы, воспитывать у школьников привычку и любовь к общественно полезному труду, расширять их идейный кругозор, формируя прежде всего у каждого из них высокие качества гражданина общества, активного строителя».

Общество ориентирует на усиление внимания к научному воспитанию, пропаганде здорового образа жизни, фундаментальных ценностей демократии. Следует твердо проводить курс на привитие школьникам потребности в полезном труде. Это может быть труд физический или умственный, но обязательно настоящий труд – производительный, нужный обществу. Пленум указывает на необходимость активного формирования нового типа экономического мышления.

Исходя из принятого курса «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы», биологическое образование должно внести весомый вклад в идейно-политическое, трудовое, нравственно-эстетическое воспитание учащихся. В решении данной задачи особенно велика роль курса общей биологии, содержащего основные теоретические обобщения, которые приближаются к философским знаниям, ибо отражают внутренние закономерности и связи явлений, истину во всей конкретности и объективности, составляют основу научного мировоззрения и практической деятельности человека. Каждое научное теоретическое положение составляет основу решения практических задач и получения мировоззренческих выводов.

Ф. Новельс писал, что науки принимают «свою научную форму, смыкаясь, с одной стороны, с философией, с другой – с практикой». «Без солидного философского обоснования, – указывал В. И. Кропоткин, – никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей»2.

Биологические знания составляют основу идейно-политического воспитания, тесно связаны с мировоззрением и практикой. Глубокое усвоение биологических знаний способствует их превращению в убеждения – орудие преобразования действительности.

В заключительном школьном курсе общей биологии сконцентрированы основные теоретические положения биологии: наиболее широкие биологические обобщения, теории, закономерности, научные факты, знания организменной, популяционно-видовой, биосферно-биоценотической систем. В соответствии с принципом полицентризма все биологические системы рассматриваются как равнозначные и вводятся с первых этапов изучения курса общей биологии. Знания всех систем в равной степени необходимы для формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, раскрытия проблем охраны природы, путей повышения продуктивности сельского хозяйства, освоения космического пространства и т. д.

Курс общей биологии – комплексный учебный предмет, состоящий из основ таких интегрирующих наук, как эволюционное учение, цитология, генетика и др. Комплексный характер курса определяет его структуру, которая обусловливается системой связей между науками, степенью биологической и общеобразовательной подготовки школьников, требованиями теории развития понятий.

Целостное единство курсу придают учения об эволюции и уровнях биологической организации, вокруг которых концентрируется основное содержание заключительного курса биологии, с их помощью определяется последовательность изучения ведущих проблем науки о жизни.

Теория эволюции, обусловливающая необходимость применения исторического подхода к познанию структур и функций живой природы, объединяет содержание всех разделов курса, определяет последовательность их изучения.

Теория биологической организации признает наличие структурных уровней живой природы и основывается на признании первичности, универсальности всех биологических систем – организменной, популяционно-видовой, биосферно-биоценотической как формирующихся одновременно и самостоятельно и в то же время взаимосвязано в соответствии с учением академика В. И. Вернадского. Каждая система обладает целостностью, устойчивостью и изменчивостью. Им присущи специфические формы связи элементов, воспроизведения.

Применение теории биологической организации так же важно для познания дарвинизма, как и использование учения об эволюции для развития понятий по цитологии, генетике и экологии, для познания процесса становления различных уровней организации живой природы.

Использование теории биологической организации при освещении дарвинизма способствует разграничению понятий, относящихся к организменным и надорганизменным системам, предотвращает отождествление дарвинизма с ламаркизмом. Понятие структурных уровней организации развивается по спирали в общебиологическом курсе. При изучении дарвинизма раскрываются общие свойства организмов – наследственность и изменчивость, дается характеристика популяций, видов, взаимоотношений в природе (в природных сообществах). При ознакомлении школьников с основами цитологии, размножения, онтогенеза, наследственности происходит углубление знаний организменной формы на молекулярно-цитологической основе. Изучение генетики и эволюции способствует дальнейшему развитию знаний популяционно-видовой и биосферно-биоценотической форм жизни.

Биологические теории, закономерности, понятия, научные факты, указанные в программе, составляют содержание заключительного курса, но не определяют глубины его раскрытия и изучения в школе. На решение данной задачи направлены требования к знаниям и умениям учащихся, сформулированные в программе. При отборе содержания, особенно научных фактов, необходимо исходить из этих требований и определять глубину раскрытия понятий в учебном процессе.

Программа курса общей биологии указывает, что учащиеся в результате обучения должны знать основные общебиологические понятия, отражающие строение, функционирование и развитие биологических систем, клеточно-организменной, популяционно-видовой и биосферно-биоценотической форм жизни (популяция, вид, биогеоценоз, биосфера; метаболизм, функционирование; онтогенез; видообразование; макроэволюция), основные теории (теория эволюции Ч. Дарвина и ее современная трактовка, клеточная теория, трудовая теория антропогенеза Ф. Новельса, теория происхождения жизни А. И. Опарина, хромосомная теория наследственности), закономерности (пути и направления эволюции, этапы онтогенеза, биогенетический закон, наследственность, правило экологической пирамиды и т. д.), роль и место физических и химических процессов в живых системах, а также соотношение социального и биологического в природе человека, специфические особенности жизни как формы движения материи, основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, медицины, ряда отраслей промышленности.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть интеллектуальными умениями: конкретизировать понятия, теории и законы, сравнивать и анализировать биологические явления, обобщать и др. Учащиеся должны выработать научные убеждения и умения использовать биологические теории и законы для доказательства материальности и диалектического характера основных процессов и явлений живой природы, для аргументированной критики религиозно-идеалистических взглядов на возникновение и сущность жизни, происхождение человека, для разоблачения реакционной сущности расизма и социального дарвинизма.

Учащиеся должны овладеть практическими умениями: ставить опыты, проводить наблюдения в природе, на учебно-опытном участке, в кабинете биологии с целью изучения законов наследственности, сезонных явлений в природе, закономерностей строения, функционирования и смены биогеоценозов, влияния антропогенных факторов на природные экологические системы, готовить микропрепараты и наблюдать их, пользоваться определительными карточками.


Учителю биологии на заметку:

Основные понятия курса
Общебиологические понятия
Понятия вида и популяции
Биогеоценоз, биотическая среда, обмен веществ
Эволюционные понятия
Гносеологические понятия
Политехнические понятия
Воспитание в процессе обучения
Формирование научного мировоззрения
Задачи в процессе изучения
Отрицание отрицания. Повторяемость в процессе развития
Методика обучения общей биологии