Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма

Данная тема является заключительной в изучении вопроса происхождения человека. Большое значение для воспитания интернационализма имеет изучение биологических особенностей человеческих рас, анализ причин их возникновения. Важно добиться от учащихся усвоения знаний единства физиологического и генетического типа современного человека, принадлежности всех людей к одному виду – человек разумный, добиться понимания, критики социального дарвинизма и расизма.

Вниманию учащихся учитель предлагает таблицы, рисунки с изображением людей различных рас и дает задание – выявить морфологические особенности каждой из них. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, выписывают в тетрадь основные морфологические признаки, характерные для каждой расы: цвет кожи, разрез и цвет глаз, форма носа, губ, головы, особенности фигуры. Школьники приходят к выводу, что в основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки, что расы – биологические группы человечества, возникшие в процессе эволюции.

Учащимся хорошо известно, что признаки каждой расы наследственные. Однако они не являются неизменными. На ранних стадиях развития человека естественный отбор способствовал формированию своеобразных морфологических признаков в разных климатических условиях. Эти признаки имели адаптивное значение. Целесообразно предложить школьникам самостоятельно раскрыть приспособительный характер морфологических особенностей каждой расы. Темная кожа у негроидов имеет защитную функцию – предохраняет от ожогов, от вредного действия ультрафиолетовых лучей; курчавые волосы создают воздушную подушку, которая предохраняет голову от вредного действия солнечных лучей, длинные и узкие носовые ходы монголоидов защищают легкие от пыли, способствуют обогреванию воздуха до его поступления в легкие.

Очень важно подчеркнуть, что расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях, речи, трудовой деятельности.

Основываясь на знаниях учащихся построения этой теории, учитель подводит их к выводу, что разный конических веществ, народов различных рас не обусловлен их признаками. Умственные способности, сообразительность, присущи людям разных рас.

Согласно расовым теориям «высшая» раса играет ведущую роль в развитии культуры и цивилизации. Однако история последних десятилетий дает множество примеров, отвергающих идею о ведущем значении отдельных рас в развитии культуры, которое всецело определяется общественно-экономическими факторами.

Необходимо не только дать критику расовых теорий, но и выявить причины их отстаивания реакционными учеными (оправдание господства одной расы над другой, национальных, колониальных войн, т. е. империалистической политики капиталистических государств), Кроме того, важно показать несостоятельность идей социал-дарвинизма. Сторонники этой теории отождествляют классовую борьбу в человеческом обществе с борьбой в животном мире. Реакционные идеи социал-дарвинизма зародились во второй половине XIX в., после создания Дарвином теории эволюции. Реакционная сущность дарвинизма заключается в том, что его авторы не видят разницы между биологическими и социальными законами. По их мнению, в человеческом обществе господствуют те же биологические законы, что и в мире животных: борьба за существование, выживание наиболее приспособленных, естественный отбор. Социал-дарвинисты считают, что разделение общества на классы – следствие биологического неравенства, обусловленного действием естественного отбора. Так они пытаются объяснить социальное неравенство в капиталистическом обществе.

В процессе беседы учитель подводит учащихся к выводу, что наука о расах – расоведение – изучает родственные отношения между расами и историю их возникновения, помогает решению проблемы происхождения человека. Учитель подчеркивает, что все люди составляют один вид, который существует в форме подвидов и рас. Расы представляют собой биологически равноценные категории, имеющие единое происхождение.

брусчатка Иркутск.


Учителю биологии на заметку:

Химическая организация клетки
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Роль воды в клетке
Органические вещества клетки. Белки и аминокислоты
Строение белков
Свойства и функции белков
Углеводы внутри клетки
Роль жиров в жизни клетки
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота
Обобщение знаний химических компонентов клетки
Строение и функции клетки
Методика обучения общей биологии