Человеческое общество и сообщество животных

Необходимо сообщить учащимся, что, согласно идеям Ф. Новельса, социальные качества не просто «добавляются» к биологическим особенностям человека, а закономерно формируются из предпосылок, заложенных в низшей, биологической форме движения материи. Отличительные особенности человечества развивались из общественного характера его жизни1; рассудочной деятельности, примитивных форм пользования искусственными орудиями, присущих древним человекообразным обезьянам.

Учащимся известно, что многие животные объединяются в сообщества. Учитель проводит беседу о том, что совместная жизнь дает общественным животным преимущества перед животными- одиночками в охоте, перенесении неблагоприятных условий. У общественных животных хорошо развит головной мозг, инстинкт совместного обитания, разделение функций между особями.

Учитель ставит вопрос: чем отличается человеческое общество от группировок животных? Школьники приходят к выводу, что в основе поведения животных лежат рефлексы и инстинкты. Формирование общественных животных шло под контролем естественного отбора. Отмечают, что древнейшие предки человека были общественными животными. В становлении человеческого общества на первых этапах эволюции большую роль играл инстинкт, но с каждым шагом все большее значение приобретали другие факторы – труд и сознание.

Ознакомление с социальными факторами антропогенеза подготавливает школьников к решению проблемы: как определить принадлежность ископаемых остатков предкам человека?

Учитель рассказывает о находках Э. Дюбуа в 1891 г. на о. Ява черепной крышки, нижней челюсти и бедренной кости. Он ставит вопрос: как узнать, какому существу принадлежали эти кости? Девятиклассники сравнивают находки с гомологичными костями человека и обезьяны, рассматривают муляжи или изображения этих органов на таблицах, самодельных рисунках, анализируют материал и делают выводы.

Затем учитель спрашивает школьников, можно ли при рассмотрении черепной крышки определить объем мозга, его зоны, соотношение лицевой и черепной частей головы. Учащиеся догадываются о возможности сделать слепок и выявить структуру поверхности мозга, наличие извилин, размеры различных долей. Учитель сообщает, что по нижней челюсти можно выявить размеры лицевой части головы, по строению бедренной кости – прямохождение, по шероховатости на ее поверхности – размеры мышц бедра и т. д. Затем в процессе беседы учитель выясняет, можно ля считать обладателя черепной крышки и других ископаемых остатков предком человека, и подводит учащихся к выводу, что важным критерием является объем мозга, по которому можно судить о развитии сознания ископаемого существа. Однако одного этого признака недостаточно, необходимы сведения о зачатках трудовой деятельности, речи, общественной организации. Очень важно в связи с этим сообщить школьникам, что Э. Дюбуа в 1891 г. вместе с остатками ископаемого существа не нашел орудий труда. В связи с этим принадлежность его находки предку человека оспаривалась до тех пор, пока на месте обнаружения в 1936 г. не были найдены примитивные орудия труда.

В заключение учитель делает вывод, что эволюция орудий труда и общественной организации человека была вызвана к жизни его биологической организацией и сначала дополняла биологическую эволюцию, а затем стала ведущим фактором. По мнению ряда ученых, социальные факторы полностью заменили биологические.


Учителю биологии на заметку:

Направления эволюции человека
Питекантроп и австралопитек
Кроманьонец – современный человек
Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма
Химическая организация клетки
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Роль воды в клетке
Органические вещества клетки. Белки и аминокислоты
Строение белков
Свойства и функции белков
Углеводы внутри клетки
Методика обучения общей биологии