Численность популяций в биогеоценозах

Анализ разнообразных примеров изменения численности популяций под влиянием различных экологических факторов позволяет школьникам сделать вывод, что в биогеоценозе постоянно происходят изменения, что устойчивость данной системы динамична, что знание факторов, вызывающих резкие колебания численности популяций, позволяет человеку предвидеть эти события и регулировать их.

Далее учитель выясняет мнение учащихся о том, изменяются ли биогеоценозы, присуще ли им развитие. Школьники знают, что водоемы засыхают, овраги зарастают лесом и др. В ходе беседы школьники приходят к выводу о смене одного биогеоценоза другим. Учитель дает задание прочитать в статью «Смена биогеоценоза» и определить факторы, под влиянием которых на смену одного биогеоценоза приходит другой; определить закономерность изменения экосистем. Для выполнения задания рекомендуется пользоваться соответствующей таблицей, наблюдением картин «Заросший пруд» и др.

После завершения работы учитель проводит заключительную беседу, в процессе которой учащиеся приходят к выводу о смене биогеоценозов под влиянием экологических факторов, особенно абиотических, характеризующихся большой изменчивостью. Изменение экологических факторов вызывает нарушение круговорота веществ в биогеоценозе, как это было видно на примере водоема, болота, и приводит к смене одной экосистемы другой. Школьники делают вывод о зависимости устойчивости биогеоценоза от полноты круговорота в нем, которая в свою очередь определяется степенью приспособленности видов к совместному обитанию. Учитель вводит понятие коренных биогеоценозов, для которых характерны наиболее совершенная саморегуляция и высокая стабильность. Он отмечает основное направление развития биогеоценозов от менее устойчивых к коренным. Эту тенденцию в развитии биогеоценозов человек учитывает в своей практической деятельности, заботится о том, чтобы не нарушить круговорот веществ в природных системах, предотвратить их развитие в нежелательном направлении (зарастание лугов плотнокустовыми злаками, заболачивание леса, зарастание лугов деревьями и др.).

Знание учащимися изменений биогеоценозов под влиянием экологических факторов служит основой для понимания закономерной смены биогеоценозов по мере продвижения из одной природно-климатической зоны в другую. Школьники видят, что решающую роль в смене биогеоценозов играют изменения почвы, климата, которые влияют на характер растительности, а последняя – на животный мир. Рассмотрение вопроса о географической зональности биогеоценозов служит для закрепления знаний смены природных систем, направлений их развития. Важно при этом раскрыть практическое значение знаний. Учитель сообщает, что сельское хозяйство в нашей стране ведется с учетом природно-климатических зон. На основе зональности ведется отбор сельскохозяйственных культур, определяется растениеводческое или животноводческое направление хозяйства и т. д.


Учителю биологии на заметку:

Агроценозы – искусственные образования
Агроценоз во многом уступает биогеоценозу
Обобщение экологических знаний
Биосфера и ее границы
Биомасса планеты и воздействие на нее человека
Функции живого вещества
Микроорганизмы почвы и антропогенный фактор
Влияние деятельности человека на природу
Круговорот веществ и его значение для биосферы
Цепи питания в круговороте веществ
Эволюция биосферы. Ноосфера
Методика обучения общей биологии