Цитоплазма и ее органоиды, их функции в клетке

В связи с большим разнообразием органоидов цитоплазмы на изучение данного вопроса необходимо выделить три урока. Распределение материала по урокам достаточно четко проведено в учебнике, хотя учитель может внести уточнения.

На первом уроке учащиеся узнают о строении и функции цитоплазмы, эндоплазматической сети и рибосом. Они должны уяснить характерные особенности строения данных органоидов и их основные функции. Сведения об органоидах школьники заносят в таблицу.

При изучении нового материала следует применить беседу, работу с учебником, рассмотрение микропрепаратов. Проверка знаний клеточной оболочки дает возможность перейти к рассмотрению содержимого клетки, которое отграничивается оболочкой от внешней среды. Учитель предлагает вспомнить, что представляет собой цитоплазма клеток растений и животных. В ходе беседы учащиеся с помощью учителя делают вывод, что это внутренняя полужидкая среда клетки, в которой содержится вода, соли и органические вещества, особенно много белков. Учащиеся на таблице видят, что в цитоплазме расположены все органоиды.

Затем учитель просит школьников назвать функции цитоплазмы. Для получения обоснованного ответа надо провести лабораторную работу. Учащиеся должны наблюдать движение цитоплазмы, чтобы понять сущность этого явления (перемещение органоидов цитоплазмы и осуществление связи между ними). Школьники получают задание для самостоятельного выполнения: 1. Приготовьте микропрепарат: положите лист элодеи, находящийся в теплой воде, на предметное стекло, накройте его покровным стеклом, найдите в поле зрения микроскопа хорошо просматриваемые клетки и заметьте перемещение цитоплазмы и органоидов, в частности хлоропластов. 2. Определите характер передвижения цитоплазмы и раскройте значение этого явления для жизнедеятельности клетки,

В итоговой беседе выясняется, что цитоплазма, как правило, перемещается очень медленно, незаметно, но при повышении температуры окружающей среды этот процесс ускоряется. Учитель предлагает школьникам сформулировать выводы о значении движения цитоплазмы и находящихся в ней органоидов (усиливается, связь между органоидами, происходит транспортировка веществ из одной части в другую). Можно напомнить учащимся, что благодаря движению цитоплазмы хлоропласта при слабом освещении перемещаются к клеточной оболочке, а на ярком свету уходят в глубь клетки. Школьники убеждаются в том, что локализованные в цитоплазме органоиды перемещаются в клетке, благодаря чему улучшается связь между ними.

Учитель вводит новую информацию: говорит о микротрубочках, локализованных в цитоплазме, которые выполняют функцию каркаса и обеспечивают ее эластичность, так как микротрубочки состоят из белков. Основные сведения о строении и функциях цитоплазмы учащиеся заносят в таблицу.

Затем внимание учащихся привлекается к схеме строения клетки, на которой выделяются многочисленные канальцы, полости, пронизывающие всю цитоплазму, вводится понятие эндоплазматической сети. Учитель указывает на то, что она состоит из системы мембран. Он показывает мелкие тельца на стенках сети – рибосомы. Школьники видят огромное их множество.

Учитель предлагает высказать свои соображения о функциях эндоплазматической сети. Школьники могут догадаться, что по канальцам должны передвигаться различные вещества. В связи с этим учитель кратко рассказывает о рибосомах, мельчайших органоидах клетки, которые играют большую роль в синтезе белков. Учащиеся рассматривают строение рибосомы на таблице, рисунке в учебнике, видят две ее части, их расположение. Учитель раскрывает связь между строением и функциями рибосом, сообщает, что между частицами рибосомы располагаются молекулы и-РНК, при участии которых происходит синтез белка. Подчеркивает, что все многообразие белков в клетке синтезируется на рибосомах, отсюда они сразу попадают в эндоплазматическую сеть и по ней поступают ко всем органоидам клетки. Основные сведения о строении и функциях эндоплазматической сети учащиеся записывают в таблицу.

Чтобы закрепить знания, необходимо установить связь между строением и функциями цитоплазмы, эндоплазматической сетью и рибосомами, связи между этими органоидами и клеточной оболочкой. Учитель отмечает наличие указанных органоидов в клетках всех организмов и подводит школьников к обобщению о единстве органического мира, о всеобщем характере взаимосвязей в живой природе.


Учителю биологии на заметку:

Митохондрии и пластиды
Комплекс Гольджи и другие структуры цитоплазмы
Ядро, его строение и функции
Строение и функции клеток прокариот. Неклеточные формы жизни
Учебно-воспитательные задачи темы Обмен веществ
Функции и сущность процессов обмена веществ
Знания о пищеварительных ферментах
Этапы энергетического обмена – гидролитическое расщепление и бескислородное окисление
Особенности обмена веществ в растительной клетке
Темновая стадия фотосинтеза. Хемосинтез
Биосинтез белков и его значение
Методика обучения общей биологии