Деление клетки – основа размножения и индивидуального развития организмов. Митоз

Главное внимание при изучении деления клетки должно быть сосредоточено на раскрытии значения этого процесса для размножения и индивидуального развития организмов, на усвоении знаний механизма распределения генетической информации, обеспечивающего постоянство числа и формы хромосом во вновь образуемых дочерних клетках.

Успешному усвоению знаний способствуют использование методов беседы, наблюдения микропрепаратов, самостоятельной работы по составлению таблицы на основе беседы и чтения текста учебника, рассмотрения модели деления клетки, просмотра фрагмента фильма «Размножение многоклеточных организмов».

Объяснение следует начать с восстановления знаний деления растительной клетки, размножения одноклеточных организмов, самоудвоения молекул ДНК. На основе этого школьники делают вывод, что указанные процессы связаны между собой: удвоение молекул ДНК лежит в основе деления клетки, а деление клетки лежит в основе размножения организмов.

Учитель просит вспомнить определение ткани и объяснить, каким образом возникает система сходных по строению и функциям клеток. Учащиеся помнят из курсов ботаники и зоологии, что ткани формируются в процессе развития организма вследствие деления и роста клеток. Затем учащиеся должны установить, какие клетки у взрослого организма способны к делению. Демонстрация таблиц с изображением тканей растительного и человеческого организмов помогает школьникам вспомнить, что у растений делятся клетки образовательной ткани, у человека – эпителиальные, клетки костного мозга и др. Важно подчеркнуть неспециализированность этих клеток, их простое строение и показать глубокую специализацию клеток нервной, мышечной, проводящей тканей, утративших способность делиться, размножаться.

Для ознакомления молено сообщить учащимся, что в медицине для установления диагноза у больного берут группу клеток, которую выращивают на питательной среде в специальных условиях. В таком случае клетки теряют специализацию и начинают размножаться. На этой способности основано выращивание целого организма из группы клеток. Например, русский ученый Р. Г. Бутенко в специальных условиях из нескольких клеток вырастила растение моркови. Можно сделать вывод, что специализированные клетки сохраняют способность к делению, если утрачивают специальные функции и связанные с ними структуры. Подобные явления происходят при росте злокачественной опухоли, клетки которой утрачивают основные функции и бесконтрольно размножаются.


Учителю биологии на заметку:

Митоз и мейоз
Спирализация хромосом
Формы размножения организмов. Развитие половых клеток
Мейоз как он есть
Составляем схему мейоза
Оплодотворение
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез
Дифференцировка и специализация клеток
Послезародышевое развитие организма. Обобщение знаний по теме
Задачи темы молекулярной биологии
Взгляды на сущность жизни и ее возникновение
Методика обучения общей биологии