Сравнительно-анатомические доказательства эволюции

Изучая эту тему, учащиеся должны понять сущность сравнительно-анатомического метода исследования и научиться пользоваться им для сравнения организмов, принадлежащих к разным таксонам, для выявления у них сходства и различий с целью использования этих данных для установления родства между систематическими группами и общности их происхождения. Решению данных задач помогает овладение знаниями аналогичных и гомологичных органов, рудиментов и атавизмов, которые используются для выявления родства между таксонами.

В процессе изучения эволюции органического мира учитель использует методы беседы, наблюдения, организует самостоятельную работу учащихся с раздаточным материалом, с фрагментом фильма «Доказательства и методы изучения эволюции».

Объяснение начинается с постановки вопроса: макроэволюция совершается миллиарды лет, человек не был ее свидетелем, но как он мог узнать пути развития живой природы? В ходе обсуждения мнений учащихся их внимание привлекается к методу, с помощью которого они устанавливали филогенетические связи, – сравнение организмов разных таксономических групп. Учитель предлагает вспомнить микроскопическое строение всех организмов и установить у них общность, сделать вывод. Школьники называют клеточное строение и делают вывод о единстве органического мира.

Затем по заданию учителя школьники называют классы позвоночных животных и находят общность в их строении, делают вывод о родстве этих классов, свидетельствующем об их происхождении от общего предка. В то же время учащиеся выявляют различия и устанавливают тенденцию к усложнению строения от класса к классу, указывающую на путь развития позвоночных.

Формированию знаний сравнительно-анатомических доказательств эволюции способствует работа с фрагментом фильма «Доказательства и методы изучения эволюции». Перед просмотром фрагмента учащиеся получают задание: 1. Найдите изменения в строении сердца и кровеносной системы у позвоночных животных от рыб до млекопитающих, сделайте вывод из этого факта. 2. Найдите изменения в строении головного мозга и поведении животных от рыб до млекопитающих, сделайте вывод из данного факта. 3. Какие органы называют гомологичными? Приведите примеры и раскройте значение гомологичных органов для изучения эволюции. 4. Какие органы называют аналогичными? Приведите примеры аналогичных органов и объясните их происхождение. 5. Что представляют собой рудиментарные органы? Приведите примеры и раскройте значение рудиментарных органов для доказательства эволюции. 6. Что такое атавизмы? Приведите примеры и раскройте роль атавизмов в материалистическом объяснении процесса эволюции.

Для выполнения заданий класс делится на группы и каждая группа готовит ответ на один вопрос. После завершения просмотра фрагмента фильма учащиеся отвечают на вопросы и делают общий вывод, который записывают в тетради: наука выявила множество сравнительно-анатомических доказательств эволюции (общий план строения организмов, постепенное усложнение от класса к классу систем органов и процессов жизнедеятельности, наличие гомологичных органов, рудиментов и атавизмов), которые свидетельствуют о том, что органический мир прошел длительный путь исторического развития.

Вместо работы с фильмом можно организовать познавательную деятельность учащихся с натуральными объектами: коллекциями гомологичных и аналогичных органов, с таблицами, на которых изображены рудименты и атавизмы, схемы строения нервной, кровеносной систем органов. Первые два задания к фильму можно использовать и в работе с таблицами. Для работы с коллекциями предлагается сравнить аналогичные или гомологичные органы, найти сходство и различия и сделать вывод об их значении для доказательства эволюции. При обсуждении результатов работы учащиеся вводят определения аналогичных и гомологичных органов, рудиментов и атавизмов, в коллекциях и на таблицах они находят эти органы и выясняют их роль в установлении эволюции органического мира.

При закреплении знаний внимание учащихся учитель привлекает к уяснению сущности каждого вида доказательств. Установление сходства у разных систематических групп независимо от условий существования свидетельствует о происхождении видов от общего предка. Наличие у организмов разных групп гомологичных органов позволяет установить степень родства между ними, проследить их эволюцию. Учащиеся в тетрадях записывают вывод о происхождении видов с гомологичными органами от общих предков, которые имели более примитивное строение и меньшую специализацию. В результате приспособления к различным средам обитания произошла дивергенция признаков, поэтому гомологичные органы, будучи в общем плане сходными, оказались сильно видоизмененными.

Закреплению знаний способствует упражнение в определении органов. Предлагается выяснить, гомологичны ли крылья бабочки и птицы, жабры рыбы и рака. Обсуждение аналогичных органов убеждает школьников, что эти органы имеют лишь внешнее сходство и выполняют одинаковые функции, но различны по происхождению, возникли в результате конвергенции и не свидетельствуют о родстве видов. Знание рудиментов позволяет сделать вывод, что малоспециализированные органы предков в процессе последующей эволюции получили разную степень развития – от чрезмерного выражения до почти полной дегенерации. Атавизмы – возврат к признакам предков – также служат доказательством родства вида с другим видом, признаки которых иногда возникают у особи.

Ворота распашные гаражные металлические цены ворота распашные.


Учителю биологии на заметку:

Эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон
Палеонтологические доказательства эволюции
Основные пути и направления эволюции органического мира
Анализ полученных материалов
Эволюция по пути идиоадаптации связана с дивергенцией видов
Пути общей эволюции и её направления
Основные пути и направления эволюции жизни в архейской и протерозойской эрах
Архейская и протерозойская эра в деталях
Пути и направления эволюции органического мира в палеозое
Идиоадаптация в эволюционном процессе
Пути эволюции животных
Методика обучения общей биологии