Доказательства происхождения человека от животных

Развитию знаний происхождения человека способствует изучение доказательств этого процесса. Исходя из требований программы, школьники должны усвоить, что человек прошел длительный путь эволюции и берет начало в животном мире. Учащиеся должны научиться сравнивать человека с животными, на основании сходства делать вывод об их родстве и происхождении, а на основании различия устанавливать особенности эволюции человека.

В процессе изучения проблемы доказательств происхождения человека от животных учитель использует беседу, организует самостоятельную работу с учебником, таблицами, скелетами человека и млекопитающих. Для обобщения знаний доказательств учащимся целесообразно составить таблицу и занести туда основные сведения.

Изучение доказательств происхождения человека от животных учитель начинает с краткого освещения истории вопроса, характеристики материалистических и идеалистических воззрений на антропогенез и дает критику последних. Он сообщает, что переворот во взглядах на антропогенез произвел Ч. Дарвин, который в труде «Происхождение человека и половой отбор» (1872) выступил с неопровержимыми доказательствами происхождения человека от животных.

Учитель предлагает учащимся доказать происхождение человека от животных. Для этого школьники должны сравнить человека с млекопитающими животными по скелетам, изображениям разных систем органов человека и млекопитающих животных на таблицах и рисунках в учебнике.

Затем учитель просит вспомнить формулировку биогенетического закона и применить его для подтверждения происхождения человека от животных, привлекает внимание школьников к таблице «Зародыши позвоночных» или к наборам муляжей эмбрионов. На основе этого они устанавливают сходство этапов эмбриогенеза человека и млекопитающих. Учащиеся вспоминают рудименты и атавизмы человека, сравнивают их с органами животных и делают вывод об их родстве.

На основании знаний, полученных на экскурсии в музей, которая прошла до изучения темы, учащиеся отмечают значение данных палеонтологии и других наук для доказательства происхождения человека от животных.

Для установления еще большего родства с животными учитель предлагает прочитать в учебнике статью «Сходство человека и человекообразных обезьян», рассмотреть рисунки, сравнить человека с человекообразными обезьянами, сделать выводы. Результаты работы можно оформить в виде таблицы.

При проверке знаний важно требовать от учащихся не простого перечисления фактов, а сравнения рудиментов, атавизмов, стадий зародышевого развития, общего плана строения человека и млекопитающих животных, а также умения делать из этого сравнения выводы, применять знания гомологии и аналогии, биогенетического закона для доказательства происхождения человека от животных.


Учителю биологии на заметку:

Движущие силы антропогенеза
Человеческое общество и сообщество животных
Направления эволюции человека
Питекантроп и австралопитек
Кроманьонец – современный человек
Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма
Химическая организация клетки
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Роль воды в клетке
Органические вещества клетки. Белки и аминокислоты
Строение белков
Методика обучения общей биологии