Достижения селекции растений в нашей стране

На уроке главное внимание следует уделить методам И. В. Мичурина, его достижениям в области селекции плодовых и ягодных культур; необходимо показать огромные успехи русских селекционеров по созданию ценных сортов сельскохозяйственных растений, методов их выведения на основе использования законов генетики.

Вначале учитель проверяет знание биологических особенностей растений и обусловленных ими методов селекции. В процессе проверки знаний учащиеся более прочно запоминают зависимость методов от биологических особенностей (многочисленность потомства позволяет использовать массовый отбор; самоопыление составляет основу для выведения чистых линий путем индивидуального отбора; вегетативное размножение позволяет использовать в практике явление гетерозиса, соматические мутации; растения легко подвергать воздействию мутагенами, получать полиплоиды, скрещивать растения разных видов и даже родов).

Проверка знаний позволяет подойти к рассмотрению успехов в области селекции растений, конкретизировать знания методов выведения ценных сортов. Для ознакомления с методами работы И. В. Мичурина и его успехами учитель привлекает внимание школьников к особенностям селекции растений, которые размножаются вегетативным путем (картофель, лук, плодовые деревья, ягодные кустарники), указывает на закрепление у них отбором комбинации генов, полученной на основе межвидового скрещивания у бесплодных гибридов. На этой основе учитель характеризует селекционно-генетическую работу И. В. Мичурина с вегетативно размножаемыми растениями, указывает на созданные им теории отдаленной гибридизации, отбора и управления онтогенезом гибридов плодовых культур. Он демонстрирует таблицы, рисунки, муляжи плодов, выведенных И. В. Мичуриным сортов, и кратко рассказывает историю их создания на основе гибридизации, отбора и управления доминированием. Более подробно эффективность указанных методов надо рассмотреть на примере создания одного сорта – либо Бельфлер-китайки, либо Кандиль-китайки. Учитель подчеркивает, что И. В. Мичурин подбор исходных форм поставил на научную основу, проводил его в свете учения об отдаленной гибридизации и доминировании. Затем он тщательно изучал фенотипы гибридных сеянцев, по которым проводил многократный отбор, руководствуясь коррелятивными связями между признаками организма.

В рассказе важно отметить, что И. В. Мичурин ставил доминирование в зависимость от истории вида, а также от действия внешних факторов на организм на различных этапах его онтогенеза. Он установил, что обычно доминирует исторически более приспособленный к местным условиям сорт над географически отдаленной по происхождению формой. Признаки диких форм, претерпевших длительный путь исторического развития, доминируют над свойствами филогенетически молодых сортов.

Далее учитель знакомит учащихся с методом преодоления не- скрещиваемости отдаленных форм (введение «посредника»), т. е. «воспитания» гибридов. Для «воспитания» И. В. Мичурин использовал систему агротехнических мероприятий и тем самым направлял ход онтогенеза на ранних стадиях развития гибридных сеянцев, оказывал воздействие на коррелятивные зависимости.


Учителю биологии на заметку:

Мичурин и его последователи
Селекция животных и микроорганизмов
Получение чистых линий
Успехи селекции животных. Селекция микроорганизмов
Взаимоотношения организма и среды
Задачи темы Основы экологии
Задачи экологии. Экологические факторы
Интенсивность экологических факторов
Абиотические факторы
Значение температуры в жизни животных и растений
Сезонные изменения в природе и приспособление к ним организмов
Методика обучения общей биологии