Движущие силы антропогенеза

В процессе изучения темы необходимо направить усилия на усвоение учащимися главного вопроса – движущих сил антропогенеза, на понимание роли социальных и биологических факторов в эволюции человека, на осознание вклада Ф. Новельса и Ч. Дарвина в разработку данной проблемы.

Урок целесообразно провести с использованием проблемной лекции с элементами беседы. Для введения учащихся в проблему учитель вначале проверяет знания доказательств и движущих сил исторического развития органического мира. В итоге очень непродолжительной проверки знаний (5–7 минут) учитель делает вывод об открытии Ч. Дарвином движущих сил эволюции, которые играли большую роль в развитии человека. Он считал, что изменения в организме древней человекообразной обезьяны привели к возникновению прямохождения, разделению функций между руками и ногами, развитию сознания. Вместе с тем в учении Дарвина не были раскрыты социальные факторы эволюции человека. Чтобы понять это, надо сосредоточить внимание учащихся на взаимосвязи биологического и социального в природе человека, привлечь знания учащихся из курса истории о человеческом обществе и присущей человеку высшей форме движения материи. Чтобы подвести учащихся к понятию социальных факторов эволюции, целесообразно в процессе беседы установить отличия человека от человекообразных обезьян. Трудовая деятельность в коллективе, речь и мышление составляют группу взаимосвязанных социальных факторов эволюции человека. Социальная природа этих качеств исключает возможность их передачи по наследству. Единичные случаи изоляции ребенка от общества показывают, что в дальнейшем его трудно обучить труду, рассудочному мышлению и речи. Для обоснования этого положения учитель просит вспомнить, от чего зависит наследственность, и делает вывод, что в оплодотворенной яйцеклетке человека содержится информация о его морфофизиологическом строении. Становление качеств личности осуществляется в процессе воспитания и образования. Каждое поколение передает последующим поколениям опыт, знания, культурные ценности. Человек как личность немыслим вне общества.

Учащимся известны структура общества, основа его существования: коллективное производство материальных благ, характеристика производительных сил и производственных отношений в разных общественно-экономических формациях, законы развития общества, вскрытые основоположниками материализма. Анализ природы человеческого общества позволяет учителю перейти к рассмотрению методологических подходов к решению проблем антропогенеза, вскрытых Ф. Новельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Учащиеся отвечают на вопрос: какую роль играет труд в жизни современного человека, в его связях с природой? Школьники могут сделать вывод, что труд расширяет кругозор человека, уменьшает его зависимость от природы, способствует ее познанию. Развитие человека идет не по пути изменения его органов, а благодаря совершенствованию техники, науки, культуры. В процессе труда происходит сплочение членов общества и развитие средств связи между ними – речи. Под влиянием труда и речи развивается сознание, а последнее совершенствует труд и речь.

Учитель должен подчеркнуть, что Ф. Новельс раскрыл проблему перехода от одной закономерности к другой, показал диалектику биологического и социального в происхождении человека, охарактеризовал значение специфического фактора – труда, не свойственного ни одному из современных общественных животных. Предшественники человека лишь использовали предметы окружающей среды. Гранью между человеком и животным ученые считают момент перехода от использования предметов окружающей среды к систематическому изготовлению орудий труда, которые сначала были примитивными и дополняли немногие функции органов человека, а затем число выполняемых операций увеличивалось в связи с усложнением орудий труда.

кс го рулетка


Учителю биологии на заметку:

Человеческое общество и сообщество животных
Направления эволюции человека
Питекантроп и австралопитек
Кроманьонец – современный человек
Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма
Химическая организация клетки
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Роль воды в клетке
Органические вещества клетки. Белки и аминокислоты
Строение белков
Свойства и функции белков
Методика обучения общей биологии