Экологическое воспитание

В процессе обучения общей биологии учащиеся овладевают системой экологических знаний: о популяциях, видах-, биогеоценозах, биосфере, их структурах и функциях, присущих: им закономерностях. Обучение направляется на успешное овладение школьниками системой экологических знаний о взаимодействии природы и общества, на показ роли общества в рациональном использовании и сохранении многообразия видов, в регулировании численности популяций, в приумножении растительных богатств – источников органического вещества, энергии, кислорода, поддержания баланса углекислоты, в повышении продуктивности биогеоценозов и агроценозов, в сохранении равновесия в биосфере. Эти знания составляют базу для формирования у школьников ответственного отношения к природной среде, осознания ими необходимости бережного и рационального использования, богатств природы, которая представляет собой; бесценное общественное достояние, а также для развития экономического мышления, привития умений предвидеть последствия воздействия человека на живую природу.

В процессе усвоения школьниками экологических знаний осуществляется их ценностная ориентация, выявляется не только материальная, но и эстетическая ценность видов растений и животных, природных ландшафтов, их воздействие на чувства человека, его душевное состояние, на пробуждение чувства радости. При обучении общей биологии продолжает отрабатываться система норм и правил поведения в природной среде. Осознанию материальных и эстетических ценностей, норм и правил поведения в природе способствует экскурсия в естественные биогеоценозы при изучении вопросов дарвинизма и экологии, а также в агроценозы для ознакомления учащихся с успехами селекции.

Осознание ценности природы, норм и правил поведения: в ней происходит на экскурсии не вследствие словесного назидания, а на основе выяснения учащимися; взаимосвязей в природе, понимания своего места в ней. Например, школьники должны знать, что, наблюдая за жизнью природы, необходимо вести себя осторожно, не вспугивать птиц с насиженных яиц, не разорять муравейники, не отлавливать красивых бабочек, не ломать ветви деревьев, не рвать цветы, не вытаптывать травяной покров и т. д.

В процессе изучения проблемы саморегуляции в биогеоценозе и биосфере учащиеся осознают, что восстановительные силы природы не беспредельны, что в результате загрязнения может быть нарушено равновесие в природе, поэтому каждый человек, каждое производство должны соблюдать законы об охране природы.


Учителю биологии на заметку:

Гигиеническое воспитание
Развитие учащихся в процессе обучения
Формирование интеллектуальных умений
Система общебиологических понятий
Грамотная работа с учебниками
Мыслительная деятельность при работе со схемами и рисунками
Различные методы обучения
Общедидактические методы
Беседа в практике обучающего процесса
Методы обучения предметам естественнонаучного цикла
Методы проверки знаний учащихся
Методика обучения общей биологии