Экономическое воспитание

В тесной связи с трудовым осуществляется экономическое воспитание учащихся. В процессе изучения общей биологии необходимо опираться на знания школьниками экономической географии и пользоваться основными показателями эффективности сельскохозяйственного и других отраслей производства, функционирующих на основе применения биологических систем. К числу основных показателей относят производительность труда, валовую продукцию производства, затраты труда, себестоимость, рентабельность, фондоотдачу.

Некоторые из указанных показателей экономической эффективности производства – производительность труда, себестоимость – знакомы учащимся из жизни. Важно в органической связи с изучением научных основ сельского хозяйства, охраны природы использовать эти понятия, раскрывать их содержание при обосновании путей повышения эффективности сельскохозяйственного производства. В старших классах имеется возможность постоянно обращаться к вопросам экономики производства в связи с изучением основных положений эволюционной теории, прикладных вопросов цитологии, онтогенеза, генетики, селекции, экологии.

Среди путей повышения эффективности сельскохозяйственного производства учитель называет те, которые были указаны: повышение уровня механизации сельскохозяйственного производства, развитие мелиорации и химизации, специализация и концентрация производства, создание агропромышленных комплексов, повышение урожайности растений и продуктивности животных, повышение качества работы, воспитание отношения к труду, рациональное использование производственных фондов и трудовых ресурсов и др.

Так, при рассмотрении практического использования учения о борьбе за существование обсуждается экономическая эффективность биологического метода борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений. Раскрывается понятие себестоимости, которая отражает затраты предприятия на производство и реализацию продукции. В этой связи отмечается более низкая себестоимость продукции при использовании биологического метода борьбы с вредителями по сравнению с химическим, так как последний более дорогостоящий и иногда приносит вред живой природе при нарушении технологии. Аналогичным образом при изучении искусственного отбора, селекции раскрывается важный путь повышения урожайности растений и продуктивности животных благодаря внедрению в производство новых сортов и пород, что также ведет к снижению себестоимости продукции. При изучении агроценозов затрагиваются вопросы механизации труда, мелиорации земель, использования удобрений, что повышает производительность труда, поднимает продуктивность растений и животных, в результате чего снижается себестоимость продукции.

В процессе обучения биологии имеются широкие возможности для формирования у школьников «экономического мышления», понимания необходимости экономно, рационально использовать природные богатства (лес, луга, пастбища и др.), результаты труда человека (хлеб, книги, тетради), осознания важности добросовестного отношения к труду.

На внеклассных и внеурочных занятиях учащиеся включаются в практическую деятельность по охране природы, выращиванию растений, озеленению городов и поселков.

Рассмотрение вопросов рационального использования видов, охраны биогеоценозов и биосферы также проводится в аспекте экономического воспитания учащихся. Школьники узнают о большом материальном, эстетическом, нравственном ущербе, который иногда наносит человек своей деятельностью. Они убеждаются в том, что дешевле создать дорогостоящие очистные сооружения, пылеуловители, окультурить карьеры, чем загрязнять окружающую среду вредными отходами производства, «калечить» землю и делать ее непригодной для выращивания растений и тем самым способствовать снижению численности ценных видов растений и животных, нарушению равновесия в биогеоценозах и даже в масштабе всей биосферы, делать природную среду непригодной для жизни.

В результате систематического обращения к вопросам экономики народного хозяйства учащиеся приходят к выводу о необходимости использования наиболее эффективных путей его развития, позволяющих в каждом конкретном случае получать максимальные результаты при минимальных затратах труда и средств.

http://3stola.ru/ столы в аренду, аренда столов.


Учителю биологии на заметку:

Экологическое воспитание
Гигиеническое воспитание
Развитие учащихся в процессе обучения
Формирование интеллектуальных умений
Система общебиологических понятий
Грамотная работа с учебниками
Мыслительная деятельность при работе со схемами и рисунками
Различные методы обучения
Общедидактические методы
Беседа в практике обучающего процесса
Методы обучения предметам естественнонаучного цикла
Методика обучения общей биологии