Экскурсии не нужно забывать

Экскурсии по биологии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процессе обучения. На уроке и даже лабораторном занятии учащиеся познают отдельные предметы и явления живой природы изолированно друг от друга, не видят связей растений и животных со средой обитания,

В связи с изучением искусственного и естественного отбора, методов и успехов селекции проводятся экскурсии на производство, в научные учреждения, в процессе которых раскрываются особенности организации производства, пути использования достижений биологической науки, методы научного исследования. Они помогают учащимся проникнуться уважением к труду людей. Содержание экскурсии учитель конкретизирует с учетом природного и производственного окружения. Важно правильно определить место экскурсии в системе уроков, чтобы придать работе учащихся поисковый характер, активизировать их мыслительную деятельность. О времени, месте и цели проведения экскурсии учитель оповещает учащихся заранее, рекомендует прочитать соответствующую литературу.

Проведение экскурсии должно быть подготовлено. Уже при составлении годового плана учитель определяет цель и место экскурсии в системе уроков, разрабатывает ее задачи, описывает ход, намечает географический пункт, составляются задания для учащихся. Учитель заранее посещает место проведения экскурсии, отбирает объекты для изучения, запоминает их расположение, знакомит сотрудников организации с задачами экскурсии, изучает литературу, уточняет индивидуальные и групповые задания для учащихся, в которых предлагается самостоятельно рассмотреть объекты и проследить за рассказом экскурсовода, записать необходимые сведения.

Основной метод обучения на экскурсии – наблюдение, которое применяется в сочетании с беседой, небольшим рассказом. При этом не следует злоупотреблять объяснением, так как на экскурсии в природу учащиеся не склонны долго слушать. Экскурсия в музей или на производство имеет иную специфику. Там квалифицированный экскурсовод читает лекцию и хорошо иллюстрирует ее. Но и в этом случае важна самостоятельная работа учащихся с экспонатами музея, на опытных делянках или полях колхоза (совхоза).

Наблюдение учащиеся проводят в соответствии с заданием, при составлении которого следует учитывать объект экскурсии и познавательные возможности школьников. Предварительные итоги учитель подводит в конце экскурсии, а окончательно результаты учащиеся оформляют в виде отчета, смонтированных стендов. Целесообразно вначале давать план отчета, который облегчит учащимся работу над ним. Учитель оценивает не только отчеты, но и работу школьников на экскурсиях, их активность при выполнении заданий, умение вести целенаправленные наблюдения, оформлять материалы.

Знания учащихся, полученные на экскурсии, необходимо всемерно использовать и развивать на последующих уроках.

В процессе обучения общей биологии необходимо максимально использовать учебно-опытный участок как базу для проведения экскурсий по искусственному и естественному отбору, экологии и селекции. В первой половине сентября уместна экскурсия в коллекционный отдел для изучения искусственного отбора. По теме «Естественный отбор – движущая сила эволюции органического мира» в сентябре проводится экскурсия в уголок дикой флоры с целью изучения изменчивости, борьбы за существование, приспособленности, естественного отбора, формирования знаний о популяциях и экологических факторах.

Для изучения биогеоценоза можно использовать плодовый сад, в котором хорошо выявляются пищевые связи между птицами, насекомыми и растениями. Этот культурный биогеоценоз (агроценоз), как правило, имеет богатую фауну. Плодовые деревья и кустарники поражает яблоневый долгоносик, личинки которого служат пищей для наездников. На плодовых деревьях паразитируют листоблошка яблоневая, тля яблонная, пяденица зимняя, моль яблонная, плодожорка яблонная, огневка. В саду много видов птиц: воробьев, синиц, трясогузок, горихвосток, скворцов, зябликов и др.

Использование данных многолетних фенологических наблюдений дает возможность сопоставить фазы развития растений и животных с погодными условиями, выяснить влияние абиотических факторов на скорость развития организмов.

Формированию понятий об историческом развитии органического мира способствует экскурсия на геологическое обнажение, которое нетрудно обнаружить в каждом населенном пункте (обрыв реки, котлованы для зданий, карьеры).

Содержание курса общей биологии обусловливает необходимость проведения экскурсии на селекционную станцию, племенную ферму или местную сельскохозяйственную выставку для изучения методов и результатов селекции.

Большое значение для формирования материалистических взглядов на проблему происхождения человека имеет экскурсия в краеведческий музей, в котором экспонируются археологические находки, а также различные документы, свидетельствующие о становлении человека. Особенно ценны экскурсии в- биологический и антропологический музей. Большой фактический материал по вопросам антропогенеза сосредоточен в Антропологическом музее в Москве, а также в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого в Питере.

Итак, в процессе изучения курса общей биологии организуются четыре типа экскурсий: на учебно-опытный участок, в природу, на производство, в музей. Методика проведения экскурсии каждого типа имеет специфические особенности.

Пассажирские перевозки, заказ и аренда автобусов - www.беркеттранс.рф


Учителю биологии на заметку:

Лекционно-семинарская форма учебной работы
Формы организации учебной деятельности школьников
Введение в преподавание отдельных тем
Курс эволюционного учения
Становление систематики. Труды К. Линнея
Эволюционные учения до-дарвиновского периода
Учение Ламарка
Учебно-воспитательные задачи Дарвинизма
Теория эволюции Ч. Дарвина и ее оценка классиками материализма
Выводы теории Дарвина
Биологический вид – основа эволюционного процесса
Методика обучения общей биологии