Эксперимент по скрещиванию мух

Учитель приводит результаты одного эксперимента: от скрещивания серых мух, имеющих нормальные крылья, с темными мухами с зачаточными крыльями (гены сцеплены) в Р2 происходит расщепление по дигибридному типу, появляются четыре фенотипа, но соотношение 9:3:3:1 не выдерживается. В потомстве преобладают особи с признаками исходных форм, в то же время появляется небольшое число особей с перекомбинированными признаками в отношении 1:1. Учитель просит высказать предположение о фенотипах особей. Учащиеся легко решают эту задачу и указывают, что появились особи серого цвета с зачаточными крыльями и темного цвета с длинными крыльями.

Школьникам предлагается объяснить результаты эксперимента через построение схемы скрещивания. Однако они убеждаются в том, что этот способ не позволяет ответить на вопрос. Тогда учитель рекомендует зарисовать профазу первого деления мейоза, показать конъюгацию гомологичных хромосом, буквами обозначив на них расположение обеих пар неаллельных генов, и высказать гипотезу: как ген А может занять место гена а и наоборот (или гены В и b). Если учащиеся не могут найти решения, тогда учитель предлагает им сделать из пластилина модели гомологичных хромосом, обернуть их узкими полосками бумаги разного цвета, которые будут изображать две пары генов, и провести с ними манипуляции. Можно также организовать работу с рисунком. В результате учащиеся находят правильное решение – указывают на перекрест хромосом и обмен генами.

Затем учитель просит расположить неаллельные гены близко друг к другу и определить, в каком случае легче произойдет перекрест: когда неаллельные гены расположены близко друг от друга или далеко? Школьники убеждаются, что, чем дальше друг от друга расположены неаллельные гены, тем чаще возможен перекрест. Учитель ставит вопрос о значении перекреста хромосом в профазе первого деления мейоза. Учащиеся в процессе его обсуждения приходят к выводу, что в результате перекреста хромосом образуются новые комбинации генов, возникает комбинативная изменчивость, увеличивается разнообразие особей популяций, благодаря чему повышается эффективность естественного отбора в природе и искусственного отбора при выведении новых сортов и пород.

В процессе закрепления знаний учитель проверяет понимание и запоминание школьниками закона сцепленного наследования, перекреста хромосом и нарушения сцепления, значение этих явлений для эволюции и практики.


Учителю биологии на заметку:

Генетика пола
Новообразование при скрещивании. Генотип как целостная система
Значение генетики для медицины и здравоохранения
Последствия родственных браков пагубны
Равноценность человеческих рас с точки зрения генетики
Обобщение знаний закономерностей наследования
Изучение изменчивости организмов
Модификационная изменчивость
Закономерности изменчивости
Наследственная изменчивость. Мутации
Типы мутаций и их изучение
Методика обучения общей биологии