Естественный отбор – ведущий, направляющий фактор эволюции

Учение о естественном отборе занимает центральное место в теории эволюции Дарвина. В связи с этим необходимо добиться четкого понимания и запоминания учащимися, что естественный отбор– ведущий фактор эволюции, что только отбор создает новые виды, приспособленные к среде обитания, что познание действия отбора позволило материалистически объяснить исторические изменения в живой природе.

Начинается урок с восстановления учащимися знаний борьбы за существование и ее значения для популяции, вида и для особи. Ответы школьников учитель оценивает. Эти ответы подготавливают учащихся к работе над новым вопросом: какие особи популяции в результате борьбы за существование выживают? Учащиеся обычно отвечают: «более сильные». Надо развить и уточнить ответ. Если в популяции есть сильные и слабые, значит, она неоднородна. Благодаря чему? Учащиеся могут правильно назвать мутации, комбинативную изменчивость. Но изменения могут затронуть любой признак: цвет, форму, размеры, процессы жизнедеятельности и т. д. Следовательно, выживают не только более сильные особи, но и у которых в результате изменения признаки более соответствуют среде обитания. Так учащиеся подводятся к определению естественного отбора.

Целесообразно пояснить определение отбора, дать его современное толкование, согласно которому отмечается важность не только выживания, но и размножения особи. Достижение репродуктивного возраста, успешность размножения, выживание потомства рассматриваются ныне как основные критерии приспособленности. Только успех в размножении дает возможность особи внести вклад в общий фонд наследственной основы вида.

Следует довести до сознания школьников идею о статическом характере естественного отбора, определяющем лишь вероятность размножения той или иной группы особей. В каждом отдельном случае результаты отбора трудно или невозможно предсказать, но можно определить общее направление его действия. В этом отношении очень показателен пример с возникновением промышленного меланизма у популяции ночной бабочки, березовой пяденицы, обитающей в Англии. Светлоокрашенные бабочки могут оставить потомство и в районах с закопченными стволами деревьев. Но вероятность этого меньше, чем вероятность выживания и размножения темноокрашенных членов данной популяции. Так через массу случайностей пробивается определенное направление отбора. Естественный отбор, объясняет учитель, представляет собой процесс, который из разнонаправленных наследственных уклонений сохраняет такие, которые способствуют успешному выживанию и размножению особей в популяциях. Следовательно, отбор – фактор эволюционной изменчивости популяций.

Затем учитель объясняет роль отбора в сохранении видов без изменения. Он предлагает учащимся представить природный биогеоценоз пруда, в котором в течение какого-то времени поддерживается постоянным уровень воды, видовой состав и другие факторы, и ответить на вопросы: действует ли в таком водоеме естественный отбор? Сохраняется ли в популяциях обычная интенсивность размножения особей? Продолжается ли процесс появления многочисленных наследственных изменений? Среди множества особей возможность размножаться получат особи с типичными особенностями организации, уже прошедшими процесс отбора и показавшими соответствие условиям водоема. Формы со значительными уклонениями не будут соответствовать временной «гармонии» и потерпят поражение в борьбе за существование. Таким образом, устранение особей с наследственными изменениями и сохранение с неизменными признаками также результат действия, естественного отбора.

Предположение об изменении ситуации в биогеоценозе (перемена климата, вторжение популяций новых видов и т. д.) приводит школьников к идее о возможности изменения направления отбора: а новых условиях крайние формы, которые раньше выбраковывались, могут подхватываться и распространяться отбором. В этом случае отбор приводит к возникновению приспособлений, к изменениям видов.

Затем учитель предлагает школьникам прочитать текст в учебнике о популяционных волнах, изоляции и в краткой беседе проверяет понимание значения изоляции, резкого изменения численности популяции для эволюции. Учащиеся подходят к выводу о том, что резкое сокращение, а затем увеличение численности популяции приводит к изменению ее генного состава, а это главное условие эволюции.

В заключение необходимо определить творческую направляющую роль естественного отбора. Учитель спрашивает о характере мутаций, выясняет их ненаправленность и сообщает, что только отбор всегда действует в направлении приспособления признаков к среде обитания, к наилучшему выполнению функций, т. е. в направлении создания новых форм. Вывод о ведущей, творческой роли естественного отбора в эволюции, о материалистическом объяснении этого процесса школьники записывают в тетради.

При закреплении или проверке знаний учащиеся заполняют таблицу, в которой сравнивают искусственный и естественный отбор по следующим признакам: материал для отбора; причины различной размножаемости особей; какие признаки особей способствуют их преимущественному размножению; какие факторы вызывают устранение особей от размножения; какие особи преимущественно гибнут; каковы результаты отбора. Кроме того, они отвечают на следующие вопросы: докажите, почему отбор происходит только внутри популяции. Каковы причины и следствия борьбы за существование. Какова роль естественного отбора в стабилизации и изменении видов. В чем проявляется творческая роль естественного отбора?

ставки кс го


Учителю биологии на заметку:

Приспособленность организмов – результат эволюции
Видообразование – результат эволюции
Различные примеры видообразования
Сохранение и рациональное использование видов
Современная система органического мира – отображение эволюции
Родословное древо жизни
Обобщение и проверка знаний эволюции живой природы
Использование эволюционной теории в практической деятельности
Задачи темы филогенетики и закономерностей эволюции
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции
Эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон
Методика обучения общей биологии