Эволюция биосферы. Ноосфера

В заключение темы и курса логично ознакомить школьников с основными проблемами эволюции биосферы, с направлениями ее развития до появления человека и после возникновения антропогенного фактора. Важно обобщить знания отрицательных последствий деятельности человека в биосфере, а также показать результаты позитивного воздействия на нее человека, привлечь внимание школьников к наступлению века ноосферы.

На эту тему следует выделить два урока: на первом осветить этапы эволюции биосферы до появления человека, а также результаты отрицательного воздействия человека на живую природу; на втором раскрыть идеи В. И. Вернадского о ноосфере, показать основные направления развития биосферы на основе достижений научно-технического прогресса.

На первом уроке важно добиться осознания учащимися роли живого вещества в эволюции биосферы, а также опасности физического, химического, энергетического и биологического загрязнения природной среды, тенденции обеднения генофонда живой природы, изменения соотношения высших и низших организмов в пользу последних. Проверка знаний круговорота веществ, роли живого вещества в этом процессе позволяет перейти к рассмотрению вопроса о роли организмов в эволюции биосферы.

Для включения школьников в эту проблему учитель рекомендует им прочитать в статью «Роль организмов в эволюции биосферы» и ответить на вопросы: как влияла эволюция органического мира на расширение границ биосферы, миграцию атомов? Как изменяли окружающую среду примитивные существа – хемосинтезирующие бактерии? Благодаря какому процессу образовался на Земле озоновый экран и как это отразилось на дальнейшем развитии жизни? Как изменялись газовый состав, поверхность суши под влиянием жизнедеятельности организмов? Как образовались каменный уголь, нефть, мел, известняк, кремнезем? Какое воздействие на биосферу оказывала эволюция органического мира, появление человека?

В процессе беседы по данным вопросам учащиеся подходят к выводу, что эволюция органического мира, высокая интенсивность размножения организмов вызывали увеличение биомассы, расширение границ биосферы. Благодаря возрастанию скорости миграции вещества и энергии, которая особенно усилилась с появлением человека, развитием науки и техники, изменился газовый состав, поверхность суши, гидросфера.

Учитель подчеркивает, что с появлением человечества один вид организмов – человек разумный – стал выполнять на планете функции потребителя и разрушителя органического вещества, т. е. заменил много звеньев круговорота веществ. Это положительное воздействие человека на биосферу. В то же время человек производит огромное множество веществ, которые не способны разрушить никакие организмы, происходит их накопление в биосфере, они не включаются в круговорот и загрязняют планету.


Учителю биологии на заметку:

Негативная деятельность человека в биосфере
Вымирание растительности по вине человека
Вопрос о повышении плодородия почвы
Цели, содержание и структура курса
Основные понятия курса
Общебиологические понятия
Понятия вида и популяции
Биогеоценоз, биотическая среда, обмен веществ
Эволюционные понятия
Гносеологические понятия
Политехнические понятия
Методика обучения общей биологии