Пути и направления эволюции органического мира в палеозое

Главное внимание на данном уроке учитель также обращает на основные ароморфозы, которые произошли в палеозойскую эру. Необходимо при этом отразить идиоадаптации на примере известных учащимся групп растений и животных. Изучается материал методом беседы (продолжается заполнение таблицы). В ходе беседы учащиеся привлекают знания доказательств эволюции, движущих сил, путей и направлений, используют их для объяснения процесса исторического развития органического мира.

Сначала учитель проверяет знания главных ароморфозов архейской и протерозойской эр, других путей и направлений эволюции: идиоадаптаций, дегенераций, прогресса и регресса. В итоге опроса учащиеся делают вывод, что в течение примерно 3 млрд. лет жизнь на Земле под влиянием движущих сил эволюции достигла большого разнообразия и была в основном сосредоточена в воде.

Проверка знаний создает основу для перехода к вопросу о массовом заселении суши в палеозое. Учитель предлагает школьникам высказать гипотезу: какими должны быть организмы, способные жить в сухопутной среде? Для решения проблемы он просит учащихся сравнить условия жизни в водной среде и на суше. В ходе беседы устанавливают резкие различия: водная среда более плотная, содержит меньше кислорода, температурные колебания менее резкие, прозрачность и проницаемость для звуков ниже, чем в воздушной среде.

Исходя из знаний условий среды современных наземных организмов, школьники дают описание существ, которые могли бы освоить сушу. Они указывают на органы опоры (скелет и мощная мускулатура для сохранения определенной формы в воздушной среде), на плотные покровы для защиты тела от больших потерь воды и перегрева, специальные органы для поглощения кислорода, хорошо развитые органы чувств для ориентации в новой среде.

Учитель демонстрирует таблицу с изображением первых водно-наземных растений – псилофитов, отпечатки которых обнаружены в раннепалеозойских слоях земной коры. Учащиеся вспоминают, какие это доказательства эволюции, как они могли дойти до нас, затем обращают внимание на особенности строения псилофитов, сопоставляют их с моделью организма, которую они создали, способную жить на суше, и выявляют черты приспособленности к новой среде. Школьники называют такие черты, как наличие тканей, защищающих клетки от высыхания, проводящих воду в надземную часть, поддерживающих тело в вертикальном положении, наличие корнеподобных выростов, укрепляющих растение в почве. Все это свидетельствует о возможности псилофитов освоить сушу. Учитель просит назвать предков псилофитов и подводит школьников к выводу, что ими были древние водоросли, которые претерпели ряд ароморфозов под влиянием движущих сил эволюции.

Целесообразно рассмотреть вопрос о появлении папоротникообразных от древних псилофитов, которые не были узкоспециализированными формами и претерпели ряд ароморфозов в направлении развития корней, листьев, дальнейшей дифференциации тканей. Сравнение учащимися на таблице псилофитов и папоротникообразных, особенно плаунов и хвощей, убеждает их в большом сходстве этих групп. Они могут самостоятельно сделать вывод о происхождении папоротникообразных от псилофитов, которые под влиянием движущих сил эволюции претерпели ряд ароморфных изменений.


Учителю биологии на заметку:

Идиоадаптация в эволюционном процессе
Пути эволюции животных
Пути и направления эволюции в мезозое и кайнозое
Пути эволюции в мезозое
Учебные задачи темы
Доказательства происхождения человека от животных
Движущие силы антропогенеза
Человеческое общество и сообщество животных
Направления эволюции человека
Питекантроп и австралопитек
Кроманьонец – современный человек
Методика обучения общей биологии