Эволюция по пути идиоадаптации связана с дивергенцией видов

Учитель просит школьников раскрыть значение идиоадаптаций на примере млекопитающих. Учащиеся отмечают, что становлению класса млекопитающих способствовали ароморфозы кровеносной, нервной систем, процессов размножения, обмена веществ. Однако возникновению многообразия видов благоприятствовали идиоадаптации, формирование частных приспособлений. Дивергенция при- знаков ослабляла борьбу за существование и вела к расцвету класса.

Следует рассмотреть вопрос о том, всегда ли идиоадаптация приводит к процветанию группы. Чтобы помочь учащимся ответить на вопрос, учитель вводит условие: помещает узкоспециализированную группу в новые условия, т. е. говорит об изменении среды обитания. Учащиеся легко решают задачу и делают вывод об усилении опасности вымирания специализированных видов. Школьники говорят о расцвете древних пресмыкающихся миллионы лет назад и последующем их вымирании в связи с изменением условий жизни, к которым не могли приспособиться узкоспециализированные виды. В то же время ныне живущие одноклеточные организмы: бактерии, водоросли, простейшие животные – прошли длительный путь эволюции. Сохранению их в настоящее время способствовало развитие по пути идиоадаптаций, формирования частных приспособлений к различным средам обитания.

С целью закрепления знаний идиоадаптации учащиеся выполняют задание: 1. Рассмотрите особей двух видов животных: птиц или млекопитающих (для наглядности можно использовать таблицы, чучела), сравните их. 2. На основании черт сходства определите направление их эволюции. 3. На основании черт различия укажите новые направления эволюции, по которым шло развитие видов этой группы.

Учитель просит сопоставить ароморфозы и идиоадаптации и выявить их соотношение. Школьники устанавливают закономерность: сначала группа претерпевает ароморфные изменения, осваивает новую среду обитания, а затем вступает на путь идиоадаптации. Усвоение знаний соотношения путей эволюции облегчает работа с учебником: чтение текста «Соотношение различных путей эволюции» и анализ рисунка. Из текста и рисунка школьники узнают о дегенерации как самостоятельном пути эволюции. Можно раскрыть иную точку зрения, в соответствии с которой дегенерацию рассматривают как частный случай идиоадаптации, связанной с упрощением строения и жизненных отправлений в связи с переходом к жизни в новой среде, возникновением приспособлений частного значения. В качестве примера называются черви-паразиты, паразитические цветковые растения – повилика, заразиха, утратившие хлорофилл вследствие перехода к питанию соками других растений. Учитель подчеркивает, что упрощение строения ведет не к вымиранию, а к выживанию видов вследствие частных приспособлений, способствующих ослаблению конкуренции.

Далее учитель переходит к объяснению биологического прогресса и регресса. Он спрашивает школьников, какое влияние на численность и процветание видов оказывают все направления эволюции. Учащиеся могут сделать правильный вывод об увеличении численности видов, расширении ареала, их процветании как благодаря крупным эволюционным преобразованиям видов, т. е. ароморфозам, так и в результате формирования частных приспособлений при идиоадаптации и дегенерации. Учитель вводит определение биологического прогресса как периода процветания вида, увеличения его численности, расширения ареала. Это определение учитель подкрепляет примерами, называя виды насекомых, червей-паразитов, растений, засоряющих поля и луга.

Затем учитель предлагает школьникам высказать мнение о возможности существования направления, противоположного биологическому прогрессу. Учитель говорит о вымерших видах, «Красной книге», куда записаны редкие и исчезающие виды, и просит назвать причины вымирания ряда видов. С помощью учителя они приходят к выводу, что вымирание видов может произойти в результате сокращения их численности, сужения ареала, и на основе этого формулируют определение биологического регресса. Вымирание видов древних растений и животных, исчезновение с лица Земли многих видов за последние три столетия объясняется вступлением их на путь биологического регресса. Учитель подчеркивает, что в настоящее время опасность вступления многих видов на путь биологического регресса возрастает в связи со все увеличивающимся воздействием человека на живую природу. В связи с этим возникла острая необходимость учета закономерностей живой природы человеком в своей деятельности.

В заключение учитель делает вывод, что все направления эволюции обеспечивают приспособленность видов к среде, что в целом эволюция носит приспособительный характер, который достигается различными путями: повышением общего уровня организации, узкой специализацией с сохранением ряда неспециализированных органов, частными приспособлениями к конкретной среде, упрощением строения и функций.

Официальный сайт Торекс: torex.run


Учителю биологии на заметку:

Пути общей эволюции и её направления
Основные пути и направления эволюции жизни в архейской и протерозойской эрах
Архейская и протерозойская эра в деталях
Пути и направления эволюции органического мира в палеозое
Идиоадаптация в эволюционном процессе
Пути эволюции животных
Пути и направления эволюции в мезозое и кайнозое
Пути эволюции в мезозое
Учебные задачи темы
Доказательства происхождения человека от животных
Движущие силы антропогенеза
Методика обучения общей биологии