Основные пути и направления эволюции жизни в архейской и протерозойской эрах

Программа ориентирует на то, чтобы в процессе ознакомления учащихся с картинами развития жизни с момента ее возникновения до наших дней главное внимание уделялось освещению основных ароморфозов. При этом должна быть отмечена роль идиоадаптаций, прогресса и регресса в эволюции, а также объяснены исторические изменения с позиций учения Дарвина.

Для лучшего запоминания и систематизации знаний по истории органического мира из урока в урок учащиеся заполняют сводную таблицу, содержащую рубрики: название и продолжительность эр и основных периодов; геологические и климатические изменения на Земле; ароморфозы (две графы: в мире растений и животных); идиоадаптации (также две графы: в мире растений и животных).

Урок учитель проводит в основном методом беседы, по ходу которой школьники заносят сведения об эволюции органического мира в таблицу. Объяснение нового материала можно начинать с вопроса: когда и в каких условиях возникла жизнь? Учащиеся с помощью учителя обосновывают мнение о возникновении жизни в море: сходство химического состава морской воды и солевого состава крови и тканевой жидкости современных организмов. Учитель говорит о возникновении жизни в водной среде более 3 млрд. лет назад.

Учитель ставит вопрос о способах питания первых живых организмов. В ходе дискуссии дается характеристика автотрофного и гетеротрофного способов питания. Возникновение хлорофилла, хлоропластов, процесса фотосинтеза, растительного мира – крупнейший ароморфоз в эволюции живой природы. Для выяснения способов дыхания первых живых существ учитель вместе с учащимися дает характеристику атмосферы, которая практически была лишена кислорода. Учитель рассказывает о дыхании без кислорода: при расщеплении органических веществ выделяется энергия, которая используется на процессы жизнедеятельности. При накоплении в атмосфере кислорода вследствие фотосинтеза отбор привел к появлению специальных органоидов кислородного дыхания в клетке – митохондрий. Это также крупный ароморфоз, в результате которого во много раз увеличилось освобождение энергии для процессов жизнедеятельности.

Необходимо отметить возникновение полового процесса как важного ароморфоза, в результате которого в эволюции появился мощный фактор–комбинативная изменчивость, поставляющая 90% материала для отбора; возникновение древних колониальных жгутиковых, сочетавших в себе признаки одноклеточных и многоклеточных организмов (их примитивность и неспециализированность – предпосылка дальнейших ароморфных изменений). Учитель поясняет, что с появлением многоклеточных форм открылся путь к дифференциации клеток, увеличению размеров тела, развитию тканей, органов, систем органов.

Рассмотрение ряда ароморфозов позволяет обратиться к картинам жизни в архейскую и протерозойскую эры. Учитель отмечает, что все проанализированные ароморфозы – становление фотосинтеза, кислородного дыхания, полового процесса, многоклеточности – произошли в архейскую эру, и их надо занести в таблицу. Жизнь возникла в морях, но организмы постепенно осваивали й сушу. Сначала она была малопригодна для жизни, так как состояла из вулканической лавы и горных пород, атмосфера была насыщена парами воды, двуокисью углерода, очень мало содержала кислорода, на Землю проникали губительные для живого ультрафиолетовые лучи. Однако в мелководьях, в тени скал, во влажных местах условия были более благоприятными для заселения их бактериями, сине-зелеными и зелеными водорослями, примитивными грибами. Под действием бактерий, грибов, водорослей горная порода преобразовалась в почву, обогащалась органическими веществами. Водоросли, грибы и бактерии осуществляли простейший круговорот веществ: водоросли при помощи солнечной энергии органические вещества создавали, а грибы и бактерии их разрушали.

ккм амс 100к - нам доверяют самые взыскательные клиенты.


Учителю биологии на заметку:

Архейская и протерозойская эра в деталях
Пути и направления эволюции органического мира в палеозое
Идиоадаптация в эволюционном процессе
Пути эволюции животных
Пути и направления эволюции в мезозое и кайнозое
Пути эволюции в мезозое
Учебные задачи темы
Доказательства происхождения человека от животных
Движущие силы антропогенеза
Человеческое общество и сообщество животных
Направления эволюции человека
Методика обучения общей биологии