Эволюционные понятия

Эволюционные процессы приурочены в основном к популяциям и видам, но в то же время затрагивают все формы жизни, поэтому понятие эволюции объединяет все биологические знания. Рассмотрим, как осуществляется интегрирующая роль эволюционных понятий.

Понятие мутаций и комбинаций начинает формироваться в теме «Дарвинизм», где рассматривается неопределенная изменчивость, подчеркивается ее наследственный характер, неадекватность воздействиям среды, а также изменчивость при скрещивании как результат сочетания неопределенных изменений. Материальная основа мутационной и комбинативной изменчивости раскрывается здесь лишь в описательном плане, а глубже при изучении основ цитологии и генетики. Изменение строения ДНК, генов, хромосом, кариотипа рассматривается как основной источник новых образований, причина мутаций. Возникновение комбинаций находит обоснование в механизмах мейоза и оплодотворения. При изучении генетики развиваются знания мутаций как факторов дезинтеграции исторически сложившихся целостных генных систем, выясняется их вредность, расшатывающее влияние на механизм онтогенеза. Комбинативная изменчивость рассматривается как мощный источник получения новых комбинаций генов, один из факторов нейтрализации под влиянием естественного отбора вредного эффекта мутаций, включения их в генофонд популяций и видов.

Сведения о распространении мутаций в популяции дают возможность ознакомить учащихся со скрытым резервом наследственной изменчивости, имеющим огромное значение для эволюции и служащим материалом для отбора.

Понятия эволюционных факторов – борьба за существование волны жизни, генный поток, изоляция, естественный отбор – неравномерно развиваются в курсе общей биологии.

Понятия эволюционных факторов – борьба за существование (интенсивность размножения организмов, ограниченность жизненных средств, неопределенная изменчивость) и ее следствия – естественного отбора, который порождает многообразие видов и их приспособленность к среде обитания, сведения о направлениях естественного отбора и их влиянии на процесс эволюции видов школьники получают в теме «Развитие органического мира».

Понятие форм отбора развивается при изучении генетики. Стабилизирующий отбор трактуется как фактор обезвреживания мутаций, перестройки онтогенеза при относительно постоянном фенотипе, накопления скрытого резерва обезвреженных мутаций. Движущий отбор рассматривается как фактор, существенно изменяющий генетическую структуру популяций, весь механизм онтогенеза, сдвигающий норму реакции и приводящий ее в соответствие с новыми условиями среды.

Понятие изоляции как эволюционного фактора в общих чертах дается при изучении видообразования, а более полно раскрывается при освещении генетических основ эволюционной теории.

Роль волн численности в эволюции раскрывается в дарвинизме, а затем конкретизируется при изучении основ экологии, введением сведений о закономерностях распространения мутаций в популяциях.

Генный поток рассматривается как следствие нарушения меж- популяционной изоляции, раскрывается его роль в обогащении скрытого резерва наследственной изменчивости популяции.

Материал о результатах эволюции – многообразии видов и их приспособленности к среде обитания – пронизывает содержание всего курса. Многообразие видов трактуется как следствие дивергентного характера эволюции, как путь обеспечения «наибольшей суммы жизни» (в темах «Дарвинизм» и «Основы экологии»). В начале изучения дарвинизма приспособленность рассматривается как очевидный факт. После ознакомления учащихся с движущими силами эволюции выясняется их влияние на возникновение приспособлений. Целесообразность в организации видов, клеток, субклеточных структур, процессов митоза, мейоза, оплодотворения, онтогенеза, в структурах и функциях живых систем трактуется как результат эволюции.

Понятие направлений эволюции начинает закладываться при изучении теории эволюции Ламарка. Градация и отклонения от них в дальнейшем выступают в известной степени как аналоги ароморфозов и идиоадаптаций. Многолетняя практика преподавания курса подтвердила необходимость дедуктивного введения понятия о направлениях эволюции в начале темы «Развитие органического мира» и их дальнейшей конкретизации при изучении жизни во всех геологических эрах. Понятие эволюционной перспективности видов связывает в единую систему знания направлений, результатов и факторов эволюции.

Конкретизация результатов ароморфоза и идиоадаптации происходит при изучении развития органического мира, генетики, основ экологии, биосферы, когда рассматриваются понятия нормы реакции, широко- и узкоприспособленных видов.

Понятие эволюции развивается при изучении генетической информации, ее воплощения в фенотипе и оценки в биогеоценозе, который рассматривается как арена эволюционного процесса и его регулятор. Обратная информация от биогеоценоза либо останавливает дальнейший путь генетической информации, либо обеспечивает ее передачу последующим поколениям.

Приуроченность эволюции к популяционно-видовому уровню жизни становится наиболее очевидной при изучении основ генетики, при ознакомлении с генетической структурой популяции, со скрытым резервом наследственной изменчивости и процессами, приводящими к его мобилизации. Вместе с тем становится ясной роль в эволюционном процессе явлений, происходящих на всех уровнях организации живых систем.

Элементарный эволюционный материал порождается процессами, совершающимися на молекулярном и клеточном уровнях; в системе организма реализуется наследственная информация, проявляются мутации и комбинации, которые подвергаются сопоставлению и оценке в биогеоценозе.

Процессы, совершающиеся на уровне популяции, составляют главную основу эволюции, так как здесь формируются ценные генные комплексы.


Учителю биологии на заметку:

Гносеологические понятия
Политехнические понятия
Воспитание в процессе обучения
Формирование научного мировоззрения
Задачи в процессе изучения
Отрицание отрицания. Повторяемость в процессе развития
Материалистическое воспитание
Патриотическое и интернациональное воспитание
Правовое и этическое воспитание
Трудовое воспитание
Общественно полезный труд
Методика обучения общей биологии