Эволюционные учения до-дарвиновского периода

Главная задача урока – ознакомить учащихся с историей эволюционного учения. Урок проводится с использованием объяснительного рассказа, ориентирующего учащихся на поиск. Сначала учитель сообщает, что развитию биологической науки способствовало накопление множества фактов о неоднородности особей внутри вида, сходство и отличие между ними, которые шли вразрез с метафизическими идеями о неизменности видов. Разнообразные и разрозненные факты удалось объяснить с помощью теории эволюции.

Для того чтобы учащиеся убедились в наличии сходства между особями разных видов и различий между организмами одного вида, надо организовать небольшую самостоятельную работу с раздаточным материалом. На столы учащихся положены коллекции разных видов бабочек, жуков, гербарные экземпляры разных видов лютиков, подорожников, колокольчиков, а также соцветия календулы, космеи или других сложноцветных, разные по цвету и форме цветки львиного зева, насекомые одного отряда. Школьники выполняют задание: сравнить особей одного, а затем разных видов и сделать вывод, согласуются ли полученные данные с идеей постоянства и неизменности видов.

В итоге работы учащиеся приходят к выводу, что между видами одного рода- (например, бабочек белянок) большое сходство, свидетельствующее о родственных связях между этими видами.

Учитель отмечает, что к выводу о родстве видов, их эволюции пришел французский ученый Ж. Б. Ламарк. Этого ученого интересовали доказательства эволюции и факторы, под влиянием которых происходит историческое развитие живой природы. Идеи об историческом развитии органического мира высказывали прогрессивные люди России – М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, А. Н. Радищев и др.

Для конкретизации понятия движущих сил и направлений эволюции целесообразно кратко ознакомить школьников с эволюционным учением Ламарка, оказавшим значительное влияние на развитие биологии.

Обращение к учению Ламарка имеет большое значение для развития мировоззрения учащихся. Очень важно раскрыть двойственность взглядов ученого (убеждение в двойственности окружающего его мира – пассивная материя и нематериальное начало – порядок вещей, движущий и управляющий миром по законам, установленным самим богом), что воплотилось и в его гипотезе, в которой переплетаются материальные и нематериальные причины эволюции.

При объяснении учения Ламарка следует постепенно заполнять схему, которая позволит систематизировать взгляды ученого, а затем сравнить их с идеями Дарвина.

В процессе раскрытия основных положений гипотезы учитель обращает внимание девятиклассников на то, что во времена Ламарка широко была распространена идея расположения групп видов по застывшей схеме – от простых к сложным.

Все подробности женские корсеты купить тут.


Учителю биологии на заметку:

Учение Ламарка
Учебно-воспитательные задачи Дарвинизма
Теория эволюции Ч. Дарвина и ее оценка классиками материализма
Выводы теории Дарвина
Биологический вид – основа эволюционного процесса
Популяция – элементарная структура вида
Популяция и целостность вида
Наследственность и изменчивость – факторы эволюции видов
Вопросы о наследственности и изменчивости
Искусственный отбор – ведущий фактор создания новых сортов и пород
Борьба за существование и ее значение для эволюции
Методика обучения общей биологии