Формирование интеллектуальных умений

Для формирования у школьников интеллектуальных умений в процессе обучения общей биологии используются приемы, адекватные содержанию. При изучении строения и функционирования биологических систем эффективен следующий подход: первичный синтез (раскрывается значение органа или другого объекта в самом общем виде), анализ деталей строения и многообразия функций, обобщающий синтез (полная характеристика значения органа на основе установления взаимосвязи его частей) с большой степенью конкретизации. Подобный подход позволяет обучить школьников аналитико-синтетической деятельности и добиться более глубоких знаний структур и функций клетки, макромолекул, организации популяций, видов, биогеоценозов, биосферы.

При обучении учащихся первичному синтезу необходимо добиваться, чтобы они выделяли наиболее существенные признаки целого, находили место изучаемого объекта в системе, устанавливали принадлежность явления к группе сходных процессов.

Обучению анализу помогает правильное выделение частей целого, установление между ними соподчиненности, определение главных элементов, отражающих сущность объекта. В связи с этим большое значение имеет правильный отбор биологических объектов, у которых школьники в состоянии были бы выделить существенные признаки. Обучению анализу помогает упражнение в точном и наиболее полном описании биологических объектов. Для этого необходимо обучить учащихся проводить наблюдения: выделять в объекте наиболее характерные признаки, уметь их правильно описать.

Обучение синтетической деятельности способствует познанию целостности биологических систем, установлению связей внутри систем и между ними (внутри клетки и между ними, между тканями, органами, организмами, популяциями, биогеоценозами). Приобщение учащихся к синтетической деятельности начинается на ранних этапах обучения, когда на практических работах, при проведении наблюдения в природе, школьного эксперимента им предлагается рассмотреть строение органа в связи с выполняемой функцией. Этому способствуют также использование проблемного подхода, организация поисковой познавательной деятельности школьников. Усвоению школьниками взаимосвязей биологических систем помогает составление графических схем, соблюдение последовательности учебных действий, определение значения биосистемы, выделение главных частей и их соподчинения, характеристика функций главных частей, установление особенностей строения каждой части и их функций, связей между частями целого. Умение школьников схематически изображать связи между элементами системы свидетельствует об их способности к абстрактному мышлению, высоком умственном развитии.

Важным показателем развитости мышления школьников служит умение сравнивать. Для овладения этой операцией учащиеся должны соблюдать последовательность действий: определять название объекта, выделять существенные признаки сравниваемых объектов, сопоставлять их и выявлять черты сходства и отличия, делать выводы. Должны следовать от сходных объектов к различающимся, обращать внимание на небольшое число признаков. По существу в ходе сравнения учащиеся используют такие операции, как анализ и синтез, обобщение и абстрагирование. Овладение умением сравнивать биологические объекты, процессы и явления, взгляды и учения дает возможность повышать качество знаний.

В процессе изучения учащимися цитологических, эволюционных и экологических понятий формируются умения устанавливать причинно-следственные связи. Так, многообразие видов, их приспособленность к среде обитания рассматриваются как следствие исторического развития органического мира, причинами которого служат движущие силы эволюции.

http://www.nordmile.ru/ доска объявлений головка воздушная с поплавком.


Учителю биологии на заметку:

Система общебиологических понятий
Грамотная работа с учебниками
Мыслительная деятельность при работе со схемами и рисунками
Различные методы обучения
Общедидактические методы
Беседа в практике обучающего процесса
Методы обучения предметам естественнонаучного цикла
Методы проверки знаний учащихся
Письменные работы и диктанты
Методы проверки умений
Формы организации обучения общей биологии
Методика обучения общей биологии