Формы организации учебной деятельности школьников

Все формы обучения в нашей школе строятся в расчете на коллективную деятельность учащихся, которая, однако, не должна подавлять их индивидуальность. Индивидуальную, групповую и фронтальную формы организации деятельности учащихся необходимо правильно сочетать в зависимости от задач, содержания материала, дидактических целей.

В процессе индивидуальной работы школьники самостоятельно изучают материал, выполняют задания, которые даются с учетом их умственного развития, интересов, запаса знаний. Индивидуальные задания позволяют рационально использовать учебное время, наладить оптимальный ритм учебы. Индивидуальная форма организации познавательной деятельности учащихся применяется при выполнении домашних заданий: подготовке сообщений, рефератов, обобщении сведений краеведческого характера по вопросам сельскохозяйственного производства, экологии, охраны природы.

В практике преподавания биологии, особенно на уроках, индивидуальная форма организации учебной деятельности школьников используется редко. Наибольшее распространение она получила во внеурочной работе, на внеклассных занятиях, на экскурсиях.

В старших классах применяется и фронтальная работа, при которой учащиеся совместно выполняют одно задание под руководством учителя, заранее расчленяющего ход работы на этапы, проверяющего правильность выполнения каждого этапа и дающего команду приступить к следующему. Фронтальный характер работы используется в том случае, если учащиеся не имеют достаточного запаса опорных знаний, а содержание материала сложное.

В процессе фронтальной работы каждый ученик трудится как член единого коллектива, так как от успешности ее выполнения каждым зависит эффективность работы всего класса. В ходе фронтальной работы учитель контролирует деятельность всего класса, помогает отстающим, добивается выполнения работы и понимания материала всеми учащимися.

Фронтальная организация применяется при изучении нозого материала, его закреплении, а также с целью проверки знаний учащихся. Так, фронтально организуется работа с определителем при изучении критериев вида, с палеонтологическими документами, эмбриологическими доказательствами эволюции и др.

Однако фронтальная работа не лишена недостатков: она строится в расчете на среднего ученика, не учитывает возможности сильных и слабых учащихся, не способствует развитию познавательных способностей всех школьников. Недостатки фронтальной и индивидуальной работы нивелируются при групповой форме организации учебной деятельности школьников, для которой характерно выполнение работы небольшим коллективом, решение частных задач для достижения общей цели. Групповой характер работы дает возможность классу собрать большой фактический материал, а в дальнейшем его обобщить. Такая форма работы эффективна на лабораторном занятии при изучении закономерностей изменчивости, на экскурсии при выяснении видового состава биогеоценоза, действия антропогенных факторов.

В ходе групповой работы легче выявить индивидуальные особенности и уровень подготовленности школьников, степень овладения ими учебными приемами.

Хорошие результаты дает сочетание фронтальной и групповой форм работы, когда фронтальная форма предшествует групповой и завершает ее. .Индивидуальная работа хорошо сочетается с групповой: учитель дает индивидуальные задания отдельным учащимся, в то время как большинство школьников работает группами.

Различные виды организации учебной деятельности учащихся используются на уроках, экскурсиях, на занятиях кружка и других формах обучения.


Учителю биологии на заметку:

Введение в преподавание отдельных тем
Курс эволюционного учения
Становление систематики. Труды К. Линнея
Эволюционные учения до-дарвиновского периода
Учение Ламарка
Учебно-воспитательные задачи Дарвинизма
Теория эволюции Ч. Дарвина и ее оценка классиками материализма
Выводы теории Дарвина
Биологический вид – основа эволюционного процесса
Популяция – элементарная структура вида
Популяция и целостность вида
Методика обучения общей биологии