Формы размножения организмов. Развитие половых клеток

Усвоение знаний деления клетки позволяет перейти к изучению форм размножения, в основе которых лежит деление клеток. В процессе обучения важно сформировать у школьников знания особенностей бесполого, полового и вегетативного размножения, понимания их биологической сущности, значения использования вегетативного размножения в сельском хозяйстве, особенностей строения и развития мужских и женских гамет.

Урок целесообразно проводить методом беседы с применением самостоятельной работы с учебником, натуральными объектами. Объяснение нового материала учитель начинает с восстановления знаний учащимися бесполого и вегетативного размножения организмов. Школьники рассказывают о размножении бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, простейших и делают вывод, что в основе этого процесса лежит деление клетки со всеми присущими митозу сложностями, равномерным распределением наследственного материала.

Учащиеся рассматривают таблицу с изображением вегетативно размножающихся растений, живые растения, гербарные материалы. Учитель просит школьников объяснить, как данные растения размножаются. В связи с этим он дает определение вегетативного размножения; учащиеся рассказывают о его использовании в сельском хозяйстве, что позволяет быстрее получить урожай, добиться наибольшего сходства с материнской формой.

Затем учитель просит вспомнить половое размножение цветковых растений, животных. Он демонстрирует таблицу с изображением размножения хламидомонады и отмечает примитивный, а также древний характер ее полового процесса, отмечает, что гаметы у некоторых видов этих животных сходны по размеру и форме. Затем учитель показывает таблицу, просит рассмотреть рисунок в учебнике, на котором изображены яйцеклетка и сперматозоид млекопитающих. Учащиеся видят существенные различия между мужскими и женскими гаметами у млекопитающих и могут указать направления развития полового процесса. Оно совершалось по пути дифференциации гамет: женские гаметы крупные, а мужские мелкие. Учитель сообщает также, что эволюция полового процесса шла по пути формирования половых органов, в которых образуются гаметы; у более высокоорганизованных групп оплодотворение и развитие зародыша происходит в организме особи женского пола.

Для конкретизации знаний о развитой форме полового размножения у высокоорганизованных форм целесообразно провести небольшую самостоятельную работу с учебником: 1. Рассмотрите рисунок с изображением половых клеток млекопитающих. 2. Прочитайте текст о гаметах в учебнике. 3. Выявите черты сходства и различия между мужскими и женскими гаметами и объясните их с учетом выполняемой функции.

После уяснения особенностей строения и функций мужских и женских гамет логично поставить перед учащимися вопрос: где и как образуются половые клетки? В ходе обсуждения вопроса выясняется, что у высокоорганизованных организмов гаметы образуются в половых органах: в цветке – у покрытосеменных, в семенниках и яичниках (половых железах) – у животных. На примере животных учитель рассказывает о зонах размножения, роста и созревания гамет в половых железах, о процессах, протекающих в этих зонах.

Для закрепления знаний можно предложить учащимся рассмотреть изображенные на таблицах организмы, гербарные материалы и определить присущие им формы размножения, сравнить половое размножение земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих, найти черты его усложнения, объяснить причины сходства между родителями и потомством.

ACCUPHASE P-7100 amply ACCUPHASE.


Учителю биологии на заметку:

Мейоз как он есть
Составляем схему мейоза
Оплодотворение
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез
Дифференцировка и специализация клеток
Послезародышевое развитие организма. Обобщение знаний по теме
Задачи темы молекулярной биологии
Взгляды на сущность жизни и ее возникновение
Вклад Энгельса
Современные теории происхождения жизни
Закрепление знаний по возникновению жизни
Методика обучения общей биологии