Функции живого вещества

Учащиеся должны хорошо знать основные функции живого вещества в биосфере, чтобы глубоко осознать его роль в круговороте веществ в гигантской экосистеме, понимать значение круговорота веществ как основного фактора целостности и устойчивости биосферы.

Восстановление знаний живого вещества, роли растений, животных, микроорганизмов в изменении веществ окружающей среды подготавливает учащихся к беседе в процессе изучения нового материала.

Учитель обобщает ответы учащихся и сообщает, что, по В. И. Вернадскому, живые организмы в биосфере надо оценивать как единое целое, что они играют важнейшую роль в преобразовании всех компонентов биосферы, лика и состава Земли.

В процессе беседы школьники восстанавливают знания химического состава организмов, на основе которых они приходят к выводу, что в организме преобладают кислород, водород, углерод и азот. Учитель называет средний элементарный состав живого вещества: 65–70% кислорода, 10% водорода, 20–25% приходится на долю остальных элементов.

Восстановление знаний содержания кислорода, диоксида углерода в атмосфере позволяет учащимся сделать вывод, что эти величины относительно стабильны. По заданию учителя школьники должны назвать процессы, происходящие в живой природе, благодаря которым содержание кислорода и диоксида углерода в атмосфере мало изменяется. Учащиеся раскрывают процесс фотосинтеза и доказывают, что растения играют важнейшую роль в поддержании газового равновесия в биосфере: на синтез органических веществ они используют диоксид углерода, при этом выделяя в атмосферу кислород. Весь остальной органический мир использует кислород в процессе дыхания и пополняет при этом запасы диоксида углерода в атмосфере.

В результате учащиеся приходят к выводу, что живое вещество биосферы играет большую роль в превращении газов, выполняет газовую функцию. Можно привести еще пример газовой функции живого вещества. Учащиеся изучали бобовые растения и симбиоз с ними клубеньковых бактерий. Поэтому учитель просит вспомнить, какую роль играют клубеньковые бактерии в жизни бобовых растений. С его помощью учащиеся воспроизводят знания об использовании клубеньковыми бактериями атмосферного молекулярного азота, о включении его в окислительно-восстановительные реакции в процессе метаболизма и синтезе молекул белков этими бактериями. Анализ данного примера убеждает школьников в осуществлении газовой функции клубеньковыми бактериями, в связывании атмосферного молекулярного азота. У учащихся может сложиться впечатление, что баланс азота в атмосфере может быть нарушен вследствие односторонней деятельности клубеньковых бактерий. Эту проблему учитель ставит перед школьниками и помогает ее решить.


Учителю биологии на заметку:

Микроорганизмы почвы и антропогенный фактор
Влияние деятельности человека на природу
Круговорот веществ и его значение для биосферы
Цепи питания в круговороте веществ
Эволюция биосферы. Ноосфера
Негативная деятельность человека в биосфере
Вымирание растительности по вине человека
Вопрос о повышении плодородия почвы
Цели, содержание и структура курса
Основные понятия курса
Общебиологические понятия
Методика обучения общей биологии