Генетика пола

Вопрос о причинах, обусловливающих формирование пола организма, вызывает большой интерес у старшеклассников. Главная задача урока состоит в раскрытии генетического механизма определения пола.

Новый материал изучается с использованием метода беседы, ориентирующей школьников на творческую учебную деятельность. Проверка усвоения школьниками закона сцепленного наследования позволяет подвести их к анализу признаков, зависящих от пола, – гемофилии, дальтонизма, которые чаще встречаются у мужчин. Учитель просит объяснить данное явление и подводит учащихся к выводу, что признаки пола, так же как и другие признаки, зависят от генов. Поскольку признаки гемофилии, дальтонизма связаны с полом, значит, ответственные за эти признаки гены расположены в одной хромосоме с генами, которые определяют пол организма. Так учащиеся узнают о наличии в генотипе специальных половых хромосом и не связанных с полом.

Учитель спрашивает школьников: известно ли им соотношение особей разного пола у видов животных, человека? Обсуждение ответов дает возможность подвести учащихся к выводу, что соотношение полов равно 1:1. Школьники восстанавливают знания подобного расщепления при моногибридном скрещивании. Выясняется, что оно соответствует скрещиванию гетерозиготы с рецессивной гомозиготой. Учитель предлагает обозначить женские половые хромосомы буквой X, а мужские – У и составить схему скрещивания, исходя из рассмотренного выше условия.

Проверка выполнения задания дает возможность подчеркнуть, что у человека женский пол гомозиготен, а мужской – гетерозиготен. Учитель ставит вопрос: от каких факторов зависит пол ребенка? Анализ мужских и женских гамет позволяет выявить его зависимость от слияния яйцеклетки с мужскими гаметами, содержащими либо Х-, либо У-хромосому. Возникает новый вопрос: можно ли предсказать, какого пола родится ребенок? Совместно с учителем школьники отмечают случайный характер встречи гамет в каждом отдельном явлении, но в большом числе событий проявляется четкая закономерность: число особей мужского и женского пола оказывается равным.

Для того чтобы школьники убедились в этом, они составляют схему скрещивания и обнаруживают, что в процессе мейоза число мужских гамет с У-хромосомой равно числу мужских гамет с Х-хромосомой, а значит, и вероятность встречи каждой из этих гамет с яйцеклеткой равная. Для закрепления знаний учащиеся решают задачи на сцепленное наследование и по генетике пола.

Подробности замена стекла iphone 6 здесь.


Учителю биологии на заметку:

Новообразование при скрещивании. Генотип как целостная система
Значение генетики для медицины и здравоохранения
Последствия родственных браков пагубны
Равноценность человеческих рас с точки зрения генетики
Обобщение знаний закономерностей наследования
Изучение изменчивости организмов
Модификационная изменчивость
Закономерности изменчивости
Наследственная изменчивость. Мутации
Типы мутаций и их изучение
Причины мутаций внутри клетки
Методика обучения общей биологии