Новообразование при скрещивании. Генотип как целостная система

Изучение темы должно способствовать формированию у школьников знаний генотипа как целостной системы, в основе которой лежит сложное взаимодействие генов. Механизм взаимодействия и множественного действия генов рекомендуется программой рассматривать в ознакомительном плане из-за недостатка времени, трудности вопроса. Поэтому примеры взаимодействия и множественного действия анализируются в классе для того, чтобы школьники хорошо осознали генетические, материальные основы новообразования при скрещивании, чтобы из конкретных связей между генами сделали сами вывод о генотипе как целостной системе.

Учитель использует методы беседы, работы с учебником. Усвоению новых знаний способствует проверка понимания школьниками законов независимого наследования и расцепления при дигибридном скрещивании. Ответы учащихся служат основой для постановки вопроса: так как гены желтой или зеленой окраски семян гороха вызывают развитие данных признаков независимо от действия генов, определяющих гладкую или морщинистую форму семян, высокий или низкий стебель растения и т. д., то не следует ли из этого вывод, что генотип – это сумма не связанных между собой генов?

После заслушивания мнений учащихся учитель привлекает их внимание к рисунку 107 в учебнике и предлагает охарактеризовать фенотипы и генотипы исходных форм и раскрыть связь между генами и признаками. Затем учащиеся анализируют фенотипы и генотипы второго поколения и убеждаются в том, что в этом поколении произошло новообразование – от скрещивания серых и белых кроликов появились черные особи.

Не следует требовать от учащихся запоминания всего разнообразия генотипов, но важно, чтобы они установили зависимость окраски шерсти от разного сочетания неаллельных генов. Учащиеся видят, что серые кролики обязательно содержат оба доминантных неаллельных гена С и А хотя бы в единственном числе, белые кролики не содержат доминантного гена С, а черные обязательно имеют доминантный ген С, но не содержат доминантный ген А. С помощью учителя школьники делают вывод, что неаллельные гены взаимно влияют друг на друга, от характера их сочетания в генотипе зависит окраска шерсти кроликов, появление новообразований, что признаки организма находятся под контролем не одного, а многих генов.

Затем учитель демонстрирует растения водосбора, георгина, красной свеклы и другие гербарные материалы или рисунки и обращает внимание на соотносительный характер окраски цветков, стебля и листьев, просит школьников объяснить это явление. Если учащиеся затрудняются ответить или объясняют неправильно, тогда учитель помогает найти правильный ответ. Он спрашивает: от чего зависит формирование признаков организма? Школьники указывают на роль генов и среды в формировании признаков. Отсюда легко установить зависимость окраски цветков, листьев, стебля от генов. Так учитель подводит школьников к выводу, что окраска этих органов зависит от действия одной пары аллельных генов, которая влияет на формирование целого ряда признаков.

Чтобы учащиеся убедились в закономерном характере действия одного гена на целый ряд признаков, учитель приводит еще несколько примеров. Школьники восстанавливают знания соотносительной изменчивости и убеждаются в том, что в ее основе лежит свойство гена воздействовать на формирование ряда признаков, т. е. проявляется его множественное действие.

В заключение учащиеся сами могут сделать общий вывод, что генотип любого организма функционирует как целостная система, все гены в нем тесно взаимосвязаны, в результате взаимодействия генов возникают новые признаки. Учитель отмечает большую роль взаимосвязей в генотипе для появления новообразований, благодаря чему увеличивается наследственная изменчивость популяций, сортов и пород, что имеет большое значение для эволюции и практики создания новых культурных форм, для получения гибридов.


Учителю биологии на заметку:

Значение генетики для медицины и здравоохранения
Последствия родственных браков пагубны
Равноценность человеческих рас с точки зрения генетики
Обобщение знаний закономерностей наследования
Изучение изменчивости организмов
Модификационная изменчивость
Закономерности изменчивости
Наследственная изменчивость. Мутации
Типы мутаций и их изучение
Причины мутаций внутри клетки
Материальные основы наследственности. Генная инженерия
Методика обучения общей биологии