Гигиеническое воспитание

Основные гигиенические знания учащиеся получают в курсах биологии V–VIII классов, при изучении которых обосновывается необходимость заботы о здоровье каждого человека и всего населения нашей страны. Развитие гигиенических знаний происходит в процессе обучения общей биологии. Например, в связи с изучением борьбы за существование и естественного отбора учащиеся знакомятся с правильным применением антибиотиков для лечения болезней, обращается внимание на появление устойчивых к антибиотикам болезнетворных микроорганизмов под влиянием естественного отбора. При ознакомлении учащихся с прокариотами и вирусами, многие из которых являются возбудителями различных заболеваний человека, учитель указывает на необходимость знания особенностей их строения и функционирования для ведения с ними борьбы. В процессе изучения онтогенеза и генетики углубляются и расширяются знания о вредном влиянии алкоголя и никотина не только на организм человека, который употребляет их, но и на его потомство, у которого обнаруживаются различные заболевания, значительные отклонения от нормы.

Изучение генетики позволяет заострить внимание на формировании фенотипа человека под влиянием генотипа и среды, которая в век индустриализации, производства атомного оружия подвергается сильному загрязнению мутагенами. Эти вещества оказывают воздействие на все живое, в том числе и на организм человека, на его генотип, в результате чего возникают различные мутации, нарушающие некоторые структуры и функции организма человека. Очевидна острая необходимость в защите окружающей среды от загрязнения, гигиенических аспектов охраны природной среды.

Большое значение для гигиенического воспитания учащихся имеет изучение генетики человека, ее методов, наследственных болезней и мер их предупреждения. Данные о выведении высокопродуктивных штаммов микроорганизмов, продуцирующих антибиотики, используются для показа роли селекции и генетики в борьбе с болезнями человека.

В процессе изучения биогеоценозов и биосферы устанавливается взаимосвязь гигиенического и экологического воспитания. Изучение процессов саморегуляции, в результате которых происходит преобразование веществ, их круговорот в биосфере, дает возможность заострить внимание учащихся на механизме, обеспечивающем равновесие в природе, сохранение природной среды, пригодной для жизни, осознать необходимость охраны окружающей среды, планирования человеческой деятельности с учетом экологических закономерностей.

Эстетические чувства и идеалы – результат систематического воспитания. При изучении общей биологии средствами эстетического воспитания являются природные ландшафты, натуральные и изобразительные наглядные пособия, произведения искусства, кинофильмы и др.

Эстетическое воспитание возможно в процессе непосредственного чувственного восприятия действительности и произведений искусства. Во время экскурсии важно обращать внимание учащихся на гармонию красок, звуков, на окружающую красоту. Необходимо учить школьников эмоционально воспринимать творения человеческих рук: культурные ландшафты, искусственные лесонасаждения, агроцекозы.

Через эстетическое восприятие природы и творения человека обогащаются этические чувства, воспитывается патриотизм, гуманизм, бескорыстие, интерес к творчеству. В свою очередь творчество прививает человеку любовь к природе, углубляет восприятие ее красоты.

Искусство – эффективное средство познания окружающего мира. Оно действует на разум и чувства людей, помогает познать природу с помощью художественных образов. Поэтому в процессе обучения общей биологии важно использовать картины великих русских художников, на которых изображены ландшафты и экосистемы нашей страны, сезонные явления в природе, отдельные растения и животные. При использовании этих произведений важно не только донести до сознания школьников биологический смысл отраженных явлений, но и обратить внимание на художественные средства, композицию, творческую манеру художника. Эмоциональному восприятию произведений живописи, природы способствует чтение отрывков из художественной литературы, прослушивание музыки.

Наглядные пособия (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, таблицы и др.) можно рассматривать как произведения искусства.

Все формы воспитания проводятся как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе совместно с учителями других предметов, в союзе с родителями.


Учителю биологии на заметку:

Развитие учащихся в процессе обучения
Формирование интеллектуальных умений
Система общебиологических понятий
Грамотная работа с учебниками
Мыслительная деятельность при работе со схемами и рисунками
Различные методы обучения
Общедидактические методы
Беседа в практике обучающего процесса
Методы обучения предметам естественнонаучного цикла
Методы проверки знаний учащихся
Письменные работы и диктанты
Методика обучения общей биологии