Гносеологические понятия

Особую группу понятий курса общей биологии составляют гносеологические, раскрывающие историю и методы получения научной информации, развитие научного познания, историческую обусловленность научных идей и концепций, связи между методами и результатами познания, перспективы развития науки о жизни. Гносеологические понятия тесно связаны с биологическими и составляют их необходимые аспекты.

Сведения по истории научных идей и теорий обычно предшествуют ознакомлению с их содержанием, что позволяет глубже и разносторонне раскрыть его.

Историко-научные сведения приводятся в ознакомительном плане, обеспечивая базу для постановки и решения научных проблем, которые предшествовали созданию той или иной теории или концепции. Так, тема «Общая характеристика биологии в до дарвиновский период» вводит в курс дискуссий о причинах многообразия видов, целесообразности в органическом мире, дает критику ошибочных гипотез и четко обнажает проблемы, вставшие перед Ч. Дарвином.

Сходным же образом развертывается историческое введение а основы генетики. При изучении цитологического раздела историческая справка выполняет иную роль – она показывает перерастание эмпирических знаний в теоретические и помогает в свете клеточной теории четко определить положение клетки в органическом мире, установить связь между проблемами цитологии и дарвинизма.

Исторические экскурсы позволяют создать основу для проблемного изучения какого-либо вопроса (например, процесс открытия структуры ДНК, строения мембраны), показать роль гипотез и эксперимента в развитии естествознания, значение вклада отечественных и зарубежных ученых в биологическую науку.

В процессе изучения общей биологии явления живой природы рассматриваются в свете основных категорий и законов диалектического материализма, что составляет методологическую основу курса. К числу гносеологических следует отнести понятия научных методов исследования живой природы: эксперимент, наблюдение, гибридологический анализ и т. д. Как правило, ознакомление с методами познания предшествует освещению фактического материала. Это дает возможность школьникам выдвигать и решать познавательные задачи о соответствии между целями и методами и результатами исследований. Так, при изучении темы «Развитие органического мира» имеется возможность придать доказательный характер сведениям о фактах и явлениях истории Земли, мобилизовать школьников на решение ряда задач на основе предварительного ознакомления учащихся со сравнительно-анатомическими, эмбриологическими, палеонтологическими методами изучения макроэволюции.

При изучении основ цитологии сведения о методах исследования приобретают новое значение – они помогают вскрыть соотношение физических, химических и биологических процессов в клетках. Вместе с тем гносеологические понятия используются и для постановки и решения проблем, для мировоззренческих выводов.

Связь между возможностями метода и результатами исследования отчетливо проявляется и при изучении генетики. Использование таких объектов, как дрозофила, микроорганизмы, обладающих большой плодовитостью, дало возможность выяснить тонкие механизмы наследственности.

Практические умения в применении некоторых научных методов школьники получают на лабораторных занятиях и во время экскурсий.


Учителю биологии на заметку:

Политехнические понятия
Воспитание в процессе обучения
Формирование научного мировоззрения
Задачи в процессе изучения
Отрицание отрицания. Повторяемость в процессе развития
Материалистическое воспитание
Патриотическое и интернациональное воспитание
Правовое и этическое воспитание
Трудовое воспитание
Общественно полезный труд
Экономическое воспитание
Методика обучения общей биологии