Грамотная работа с учебниками

Систематическая работа с учебной книгой вырабатывает у школьников умение быстро находить нужную информацию в тексте, извлекать дополнительные сведения из рисунков, выделять главное, делать выводы. Эти умения формируются постепенно, от класса к классу задания усложняются. В V–VII классах учащиеся получают задание составить план статьи, пересказать содержание, найти описание рисунка в тексте. В старших же классах учащиеся составляют конспект статьи, раскрывают содержание понятий, пишут аннотации, делают научно-материалистические выводы, устанавливают причинно-следственные связи, приводят доказательства материального единства живой природы.

Наибольшая информация заключена в тексте учебника, который носит описательный, объяснительный или смешанный характер. В зависимости от характера текста формулируются задания.

Описательное изложение учебного материала требует использования заданий на установление последовательности событий (например, этапов видообразования, фаз развития растений и животных, этапов исторического развития органического мира и происхождения человека), на раскрытие основных положений (теории эволюции, клеточной теории, теории происхождения жизни), на выявление иерархической «(подчиненности конкретных и общих понятий, на определение логики раскрытия того или иного явления.

Объяснительный характер текста требует постановки задания на раскрытие сущности биологических явлений, на установление взаимосвязей и причинно-следственных связей, на объяснение явлений с использованием ведущих теорий и закономерностей (раскрытие сущности фотосинтеза и дыхания, митоза, мейоза и оплодотворения; установление взаимосвязи строения и функции, организма и среды обитания; объяснение процессов возникновения приспособлений, видообразования, ароморфозов и идиоадаптаций с помощью теории эволюции и др.).

В курсе общей биологии в учебнике преобладает текст смешанного содержания: вслед за описанием биологических явлений (изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор, приспособленность, видообразование, клеточный метаболизм, закономерности передачи признаков по наследству, видовой состав различных биогеоценозов, биомасса и границы биосферы) раскрывается их сущность (материальные основы наследственности и изменчивости, причины борьбы за существование и их роль в эволюции, результаты действия искусственного и естественного отбора, движущие силы эволюции органического мира и антропогенеза, биологическая сущность клеточных делений и оплодотворения, фотосинтез и энергетический обмен, взаимосвязи в цепях питания) или выявляются пути использования биологических закономерностей в практике народного хозяйства. Задания к такому тексту носят комбинированный характер. Они направлены как на выявление последовательности протекания биологических процессов (этапы митоза, эмбриогенеза, энергетический обмен, биосинтез белков), так и на раскрытие их сущности (материальные основы наследственности и изменчивости, филогенетические связи, взаимосвязи в биогеоценозе).


Учителю биологии на заметку:

Мыслительная деятельность при работе со схемами и рисунками
Различные методы обучения
Общедидактические методы
Беседа в практике обучающего процесса
Методы обучения предметам естественнонаучного цикла
Методы проверки знаний учащихся
Письменные работы и диктанты
Методы проверки умений
Формы организации обучения общей биологии
Урок – основная форма организации обучения
Структура и классификация уроков
Методика обучения общей биологии