Химическая организация клетки

Клетка – структурная, функциональная и генетическая единица жизни, начальная система онтогенеза и результат исторического развития жизни. Поэтому цитология составляет один из краеугольных камней фундамента биологической науки, обеспечивает связи между дарвинизмом, генетикой, экологией.

Изучение клетки как элементарной живой системы позволяет вскрыть сущность жизни, рассмотреть проявление на клеточном уровне фундаментальных свойств живых систем – хранения и передачи информации, самовоспроизведения, саморегуляции, способности к движению, раздражимости, осуществления приспособительных реакций и др.

При изучении основ цитологии и биологии развития не только обобщаются знания организменной формы жизни, но и создаются предпосылки для изучения происхождения жизни, наследственности и изменчивости.

В плане решения образовательных задач изучение темы «Химическая организация клетки» способствует формированию у школьников знаний основных химических компонентов клетки, о характере связи между их составом, строением и биологическими функциями, о специфических особенностях живых систем на атомном и молекулярном уровне организации.

Для воспитания диалектико-материалистического мировоззрения школьников существенно важное значение имеют знания о материальном единстве живой и неживой природы, об идентичности атомов, из которых состоят живые организмы и неорганические тела, об отличительных особенностях живых систем, определяемых по характеру организации атомов, свойствам веществ и надмолекулярных структур, которые они образуют. Изучение темы способствует конкретизации знаний о методологических принципах биологии – причинности и системности, о соотношении физических и химических процессов с биологическими.

Развитию школьников способствует формирование умений сравнивать химические компоненты клетки, размеры макромолекул, обобщать знания по физике, химии, биологии, делать выводы о связи между строением, составом и свойствами веществ, входящих в состав клеточных структур и принимающих участие в процессах жизнедеятельности.

При лекционно-семинарской форме после изучения на уроках химии теории химического строения органических соединений школьники выступают с сообщениями на семинарах по общей биологии, конкретизирующими основные положения этой теории применительно к классам биологически важных органических веществ.

Ниже приводим методику изучения темы при классно-урочной системе.


Учителю биологии на заметку:

Химический состав клетки. Неорганические вещества
Роль воды в клетке
Органические вещества клетки. Белки и аминокислоты
Строение белков
Свойства и функции белков
Углеводы внутри клетки
Роль жиров в жизни клетки
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота
Обобщение знаний химических компонентов клетки
Строение и функции клетки
Клеточная теория
Методика обучения общей биологии