Идеи Вавилова актуальны по сей день

Учитель раскрывает основные идеи учения Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений, отмечает его заслуги в разработке ботанико-географических основ селекции. Свой рассказ он сопровождает демонстрацией отдельных кадров диафильма «Учение академика Н. И. Вавилова», благодаря чему школьники получают представление о работе, которую провел русский ученый по изучению разнообразия культурных растений на Земле, по сбору их коллекции. Учащиеся узнают о значении его исследований для выведения новых сортов растений в нашей стране. Учитель отмечает заслуги Н. И. Вавилова, открывшего ряд областей на Земле, где сосредоточено наибольшее разнообразие сортов и видов культурных растений. Показ на физико-географической карте и таблице центров происхождения культурных растений дает возможность подчеркнуть обособленность, автономное формирование растений, разделенных горными хребтами и пустынями. Об автономности, независимом развитии очагов растений (а также народов, населяющих эти очаги) говорят их сортовой и видовой состав, своеобразная агротехника, одомашненные животные, свойственные определенным очагам. Учитель отмечает неравномерное распределение видов на Земле: северные районы (Сибирь, Северная и Средняя Европа, Северная Америка) бедна видами, а южные (предгорья Средней Азии, Кавказа, побережье Средиземного моря и др.) богаты. Эти сведения способствуют конкретизации знаний фактора эволюции – изоляции.

Учитель показывает значение закона гомологических рядов наследственной изменчивости для селекции: зная наследственную изменчивость одного вида, можно найти в природе или получить сходные изменения у сортов или пород, принадлежащих к этому или родственному виду. Значение закона Вавилова для селекции наполняется конкретным содержанием в процессе беседы о создании сладкого безалкалоидного люпина, односеменной сахарной свеклы. Учитель указывает, что люпин содержит много белка и мог бы быть ценной кормовой культурой, если бы не содержал в семенах ядовитый алкалоид. Однако другие виды бобовых не содержат этого вещества. Согласно закону гомологических рядов подобные безалкалоидные мутации должны быть и у люпина. Такая форма была найдена и послужила основой для создания ценного сорта.

После анализа сформулированных Н. И. Вавиловым задач селекции, рассмотрения его вклада в разработку методов изучения исходного материала учитель знакомит школьников с поставленными в Продовольственной программе проблемами выведения новых сортов растений, пород животных и получения высокоурожайных гибридов. Изучение на одном уроке задач селекции и вклада Н. И. Вавилова в разработку данного вопроса позволяет выделить время на экскурсию, которую целесообразно провести в заключение темы для обобщения знаний.

Урок следует завершить рассмотрением системы научных и научно-практических учреждений в нашей стране, которые занимаются созданием новых культурных форм. Это институты, селекционные станции, племенные хозяйства, а также сеть сортоиспытательных участков, на которых проверяются новые сорта. Желательно использовать конкретные примеры с учетом местных условий для иллюстрации сложной системы работы, проводимой в нашей стране по созданию новых сортов растений и пород животных.

Заказывайте корпоративное видео только у профессионалов.


Учителю биологии на заметку:

Методы селекции растений
Значение отбора в селекиции
Мутации в процессе селекции и межвидовое скрещивание
Самоопыление и его роль
Достижения селекции растений в нашей стране
Мичурин и его последователи
Селекция животных и микроорганизмов
Получение чистых линий
Успехи селекции животных. Селекция микроорганизмов
Взаимоотношения организма и среды
Задачи темы Основы экологии
Методика обучения общей биологии