Идиоадаптация в эволюционном процессе

Учитель спрашивает, почему естественный отбор действовал в направлении сохранения таких форм, как папоротникообразные. Школьники могут сообразить и указать на изменение условий жизни на Земле, на сокращение площади, занятой водой, и изменение климата в сторону засушливости, хотя данные палеонтологии свидетельствуют о том, что в период расцвета папоротникообразных климат был теплый и влажный, растительность была бурная, мощная. Восстановление знаний об условиях жизни папоротников помогает учащимся убедиться в этом (папоротники растут, как правило, во влажных, затененных местах). Учитель сообщает, что в середине палеозоя папоротникообразные достигли большого расцвета, широко распространились на Земле, отличались разнообразием видов. Он предлагает учащимся на основании данной информации ответить, как ученые узнали, по каким путям и направлениям эволюции шло развитие древних папоротникообразных. Так, школьники используют знания доказательств и направлений эволюции. Ответы учитель оценивает.

Далее учитель ставит вопрос: только ли по пути идиоадаптации шло дальнейшее развитие папоротникообразных? С его помощью учащиеся делают вывод, что малоспециализированные древние папоротникообразные стали родоначальниками более высокоорганизованной группы – семенных папоротников, главным ароморфозом у которых было появление семени. Чтобы понять значение данного ароморфоза, учащимся предлагается сравнить семя со спорой и убедиться в том, что с появлением семени растения еще больше освободились от водной среды при размножении, что запас питательных веществ в нем дает большие преимущества семенным растениям по сравнению со споровыми.

Для определения дальнейшего развития растений целесообразно провести сравнение голосеменных с папоротникообразными. Используя таблицы, учащиеся находят черты более высокой организации голосеменных: хорошо развитый стебель, плотные покровные ткани, проводящие системы, механические ткани, корневая система, а главное – семя. Они устанавливают сходство голосеменных с древними семенными папоротниками, делают вывод о их родстве и происхождении от последних голосеменных.

Эволюцию животных в палеозое, их выход на сушу можно рассматривать как после изучения эволюции растений, так и параллельно с ней. Важно выявить взаимосвязи растений и животных. Так, проследив эволюцию растений, учитель внимание школьников привлекает к животному миру палеозоя. Для этого он восстанавливает знания ланцетника и указывает на возникновение от древ- .них бесчерепных панцирников, которые претерпели ряд ароморфозов: расчленение тела на голову, туловище, хвост и конечности, образование скелета со всеми отделами, нервной системы из головного и спинного мозга, периферических нервов. Затем произошел ароморфоз – появление челюстей, с помощью которых челюстиоротые (низшие рыбы) активно захватывали пищу, были более подвижными и вытеснили панцирников. Потомки древних челюстноротых – современные хрящевые рыбы, к которым относятся известные учащимся акула, скат. Учитель просит определить характер взаимоотношений между панцирниками и челюстноротыми и их значение для эволюции. Школьники называют межвидовую борьбу, которая благоприятствовала прогрессивной эволюции челюстноротых и регрессу панцирников.

Полипропиленовые мешки ламинированные купить мешки полипропиленовые.


Учителю биологии на заметку:

Пути эволюции животных
Пути и направления эволюции в мезозое и кайнозое
Пути эволюции в мезозое
Учебные задачи темы
Доказательства происхождения человека от животных
Движущие силы антропогенеза
Человеческое общество и сообщество животных
Направления эволюции человека
Питекантроп и австралопитек
Кроманьонец – современный человек
Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма
Методика обучения общей биологии