Искусственный отбор – ведущий фактор создания новых сортов и пород

Логичное продолжение развития знаний движущих сил эволюции – изучение искусственного отбора, который в совокупности с наследственной изменчивостью ведет к созданию новых сортов и пород. В связи с этим главная задача урока состоит в том, чтобы учащиеся усвоили знания движущих сил эволюции культурных форм – наследственной изменчивости и искусственного отбора, его ведущей, творческой роли и овладели умениями использовать знания для объяснения процесса создания новых культурных форм, хорошо поняли, что представляет собой сорт и порода.

Для решения учебных задач целесообразно использовать методы беседы, наблюдения, применить экскурсию на производство для наблюдения сортов и пород, выяснения конкретных методов их создания. Можно провести урок на учебно-опытном участке, где выращиваются разнообразные сорта растений.

Для организации самостоятельной работы на экскурсии учащиеся руководствуются следующими заданиями, которые выполняются индивидуально или небольшими группами:

1. Провести наблюдение сортов (пород), отобрать для наблюдения сорта одного вида, подсчитать их число.

2. Найти черты сходства и различия между сортами одного вида, выяснить, какие признаки различаются в большей степени и почему.

3. Определить, ради каких качеств сорта (породы) человек выращивает его; установить факты соответствия признаков интересам человека; попытаться найти объяснение этого.

Если нет возможности провести экскурсию, то на уроке желательно организовать самостоятельную работу с коллекцией сортов культурных растений и использовать указанные выше задания. Как на экскурсии, так и на уроке изучение эволюции культурных форм начинается с выяснения понятий «сорт» и «порода», с установления знаний учащимися сортов растений и пород животных, подведения к выводу об их большом разнообразии, о значении для повышения продуктивности культурных растений и домашних животных, о задачах создания новых сортов и пород, поставленных в Продовольственной программе.

Ознакомление школьников с многообразием культурных форм позволяет поставить вопрос: каким образом возникло многообразие сортов и пород? После выполнения учащимися самостоятельной работы на экскурсии или на уроке следует провести беседу по вопросам задания и- выяснить мнения учащихся о происхождении многообразия культурных форм. Школьники уже знают о роли наследственной изменчивости в эволюции, поэтому учитель высказывает предположение о возможности появления у особей крупных наследственных изменений, удовлетворяющих потребности человека. Анализ случаев внезапного появления коротконогой овцы – исходной формы анконской породы (не способной преодолевать высокие изгороди), рождения одноухого кролика – родоначальника оригинальной породы убеждает учащихся в том, что наследственная изменчивость может играть решающую роль в создании новой породы. Учитель отмечает, что подобные случаи очень редки. Чаще всего у особей появляются мелкие мутации, которые представляют интерес для человека, который сохраняет эти организмы для получения от них потомства. Так учащиеся подводятся к понятию отбора, к раскрытию его творческой роли. Целенаправленному искусственному отбору особей с интересующими человека мутациями, комбинативными изменениями противопоставляется случайный, разнонаправленный характер наследственных изменений. Только благодаря отбору сохраняются, накапливаются нужные человеку наследственные изменения, формируются сорта и породы с заданными признаками. В этом и состоит творческая роль искусственного отбора.

Для того чтобы учащиеся поняли, что отбор протекает в популяции (сорт представляет собой искусственную популяцию), необходимо сопоставить целостность популяции и организма. Высокая степень целостности организма делает невозможным устранение какого-либо органа без ущерба для особи. В популяции и виде связи между особями менее прочны, чем в организме связи между органами. Вследствие этого гибель части особей популяции не ведет к ее вымиранию. Учитель делает вывод, что процесс отбора приурочен к надорганизменным системам – популяции и виду.

Завершается изучение нового материала заданием учащимся сделать вывод о факторах, благодаря которым возникло все многообразие культурных форм. С помощью учителя школьники формулируют вывод: комбинативная изменчивость, мутации и искусственный отбор, в результате которого сохраняются и участвуют в размножении организмы с интересующими человека признаками и устраняются от размножения особи с ненужными человеку мутациями, составляют движущие силы эволюции культурных форм.

В заключение урока необходимо провести закрепление знаний, задав следующие вопросы: каковы движущие силы эволюции культурных форм? Можно ли считать наследственную изменчивость главной причиной многообразия сортов и пород? В чем проявляется творческая роль искусственного отбора? Докажите, что действие отбора приурочено к популяции. Раскройте задачи, поставленные в Продовольственной программе по созданию новых форм. Лучшие ответы школьников при закреплении знаний можно оценить. Эти вопросы целесообразно использовать и при проверке знаний учащихся.

Если нужна банковская гарантия без залога банк Усинске


Учителю биологии на заметку:

Борьба за существование и ее значение для эволюции
Внутривидовая борьба
Естественный отбор – ведущий, направляющий фактор эволюции
Приспособленность организмов – результат эволюции
Видообразование – результат эволюции
Различные примеры видообразования
Сохранение и рациональное использование видов
Современная система органического мира – отображение эволюции
Родословное древо жизни
Обобщение и проверка знаний эволюции живой природы
Использование эволюционной теории в практической деятельности
Методика обучения общей биологии