Использование эволюционной теории в практической деятельности

Специальный урок следует посвятить раскрытию путей использования биологических закономерностей в практике народного хозяйства. Это способствует лучшему пониманию процессов эволюции, отработке умений применять знания для объяснения биологических явлений.

На уроке необходимо широко показать пути использования эволюционной теории в практике сельского хозяйства, селекции, раскрыть значение науки в решении Продовольственной программы. Для этой цели учащиеся заранее получают темы и готовят к уроку сообщения об использовании знаний наследственности и изменчивости, борьбы за существование и возникновения приспособлений в практике сельского хозяйства, учения о движущих силах эволюции при создании новых сортов и пород, учения о взаимоотношениях в органическом мире, отборе, воздействиях человека на живую природу для решения задач охраны окружающей среды.

Рассмотрим подробнее методику урока, на котором учащиеся выявляют практический характер биологических знаний. После систематизации знаний о движущих силах эволюции и о ее результатах учитель просит раскрыть практическое значение знаний всех компонентов движущих сил эволюции. Учащиеся рассказывают об использовании знаний наследственности для выращивания растений и животных, говорят о том, что подбор сортов и пород для каждого района специалисты проводят с учетом их наследственности: влаголюбивые сорта используют для влажных районов, при этом учитывают их устойчивость к полеганию. Учащиеся раскрывают пути использования знаний изменчивости в зоотехнии и агротехнике. Они сообщают, что в сельском хозяйстве очень важно знать границы ненаследственной (определенной) изменчивости при внесении удобрений, поливе, так как с помощью различных агротехнических мероприятий человек может ускорять рост, темпы развития и тем самым повышать продуктивность сельскохозяйственных растений, а с помощью зоотехнических приемов (уход, кормление) увеличивать продуктивность животных.

Затем учащиеся рассказывают об использовании знаний всех видов наследственной изменчивости и искусственного отбора при создании сортов и пород. Так, школьники обосновывают необходимость применения комбинативной изменчивости для получения большого разнообразия особей с отличающимися признаками и проведения среди них отбора, приводят примеры соотносительной изменчивости, которую следует учитывать селекционеру в работе, раскрывают значение мутаций, благодаря которым у потомства появляются новые признаки. Искусственный отбор, проводимый селекционером с учетом видов наследственной изменчивости, ведет к возникновению новых сортов растений и пород животных.

В сообщениях учащиеся рассказывают об использовании знаний борьбы за существование при выращивании растений в сельском хозяйстве. Так, между особями одного сорта происходит конкуренция за минеральные вещества, влагу, освещенность, за территорию. Человек учитывает этот фактор и ослабляет конкуренцию определением нормы высева, внесением удобрений, проведением полива, прополки, прореживания, борьбы с болезнями и вредителями. При этом ослабевает и межвидовая борьба за существование. Учащиеся рассказывают о биологическом методе борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений как ярком примере использования знаний борьбы за существование в практике.

Учащиеся рассказывают, что работникам сельского хозяйства и селекционерам приходится учитывать действие естественного отбора на сорта и породы, роль которого проявляется в формировании у них приспособлений к местным условиям, на чем основано их районирование. Действие естественного отбора необходимо также учитывать при использовании химических средств защиты растений. Учащиеся отмечают повышение устойчивости насекомых вредителей к химическим веществам благодаря изменчивости особей и выживанию наиболее выносливых к ядохимикатам.

Затем учащиеся выявляют пути использования знаний эволюции и экологии (взаимоотношения между особями популяции, разновидовыми популяциями, между особями и факторами неживой природы) для решения задач охраны окружающей среды. Школьники знают, что популяции, сообщества растений и животных представляют собой целостные системы, что обеспечивается исторически сформировавшимися связями. Под влиянием движущих сил эволюции популяции разных видов приспособлены к совместному обитанию и к факторам неживой природы. Школьники рассматривают примеры нарушения связей между популяциями, между популяциями и факторами неживой природы и объясняют их вредные последствия, делают вывод о нарушении естественного хода развития живых систем, сокращении численности видов и вымирании некоторых из них, о необходимости учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности человека.

В заключение учитель делает вывод о большом значении биологической науки в развитии народного хозяйства.

Розничная продажа шуб в Перми в магазине http://www.sagitta-stk.ru/.


Учителю биологии на заметку:

Задачи темы филогенетики и закономерностей эволюции
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции
Эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон
Палеонтологические доказательства эволюции
Основные пути и направления эволюции органического мира
Анализ полученных материалов
Эволюция по пути идиоадаптации связана с дивергенцией видов
Пути общей эволюции и её направления
Основные пути и направления эволюции жизни в архейской и протерозойской эрах
Архейская и протерозойская эра в деталях
Пути и направления эволюции органического мира в палеозое
Методика обучения общей биологии