Изменения в биогеоценозах

Учащиеся должны хорошо знать закономерности изменчивости биогеоценозов, основные факторы, которые вызывают эти изменения, осознать необходимость использования знаний для сохранения целостности и устойчивости экосистем, зависимость видового их разнообразия от природно-климатических зон.

На уроке следует использовать методы беседы, работу с учебником, таблицей, можно привлечь материалы экскурсии, внеурочных наблюдений. Проверка знаний структурных компонентов биогеоценоза, их роли в круговороте веществ позволяет привлечь внимание учащихся к продуцентам и показать зависимость колебания их численности от изменения абиотических факторов, от воздействия на них биотических факторов (поедание животными, использование грибами, бактериями). Сравнение действия различных экологических факторов на численность популяций растений убеждает в том, что наибольшие ее изменения вызывают абиотические факторы: засуха, морозы, град и др.

Затем учитель рассматривает роль растений в жизни животных, просит школьников привести примеры зависимости численности популяций животных от развития растительности, запасов растительных кормов. Из курса зоологии школьники знают, что в морозные зимы в средней полосе нашей страны погибает много зимующих птиц из-за недостатка корма, что при плохом урожае еловых шишек резко сокращается численность белок и т. д. В результате анализа конкретных примеров учащиеся убеждаются в том, что численность популяций разных видов животных в большей степени зависит от биотических факторов – запасов растительной пищи, чем от абиотических.

Учитель просит назвать мероприятия, направленные на поддержание численности популяций на таком уровне, который не грозит их вымиранию. В ходе беседы учащиеся называют меры охраны численности популяций растений: недопущение чрезмерных сборов цветущих растений, регулируемая пастьба скота, защита всходов деревьев и кустарников от вытаптывания, регулирование численности растительноядных животных и др. Школьники знают и меры охраны численности популяций животных: ограничение охоты с учетом состояния популяций и перенесения ими неблагоприятных условий, регулирование промысла, подкормка животных в голодные зимы, создание благоприятных условий для их размножения и т. д. Возникает необходимость выяснить, известно ли учащимся о резком возрастании численности популяций, его причинах, практическом значении этих знаний. Учащиеся приводят примеры резкого возрастания в отдельные годы численности насекомых – вредителей полей, садов, лесов, а также других животных, называют грибные годы, сильное возрастание численности сорных растений и др. Школьникам известны меры борьбы с насекомыми-вредителями, сорняками, массовыми заболеваниями животных и человека, с помощью которых удается снизить численность популяций и уменьшить наносимый ими вред. На снижении численности популяций до таких размеров, при которых она перестает наносить вред народному хозяйству, основаны все меры борьбы с вредителями, переносчиками болезней и др.


Учителю биологии на заметку:

Численность популяций в биогеоценозах
Агроценозы – искусственные образования
Агроценоз во многом уступает биогеоценозу
Обобщение экологических знаний
Биосфера и ее границы
Биомасса планеты и воздействие на нее человека
Функции живого вещества
Микроорганизмы почвы и антропогенный фактор
Влияние деятельности человека на природу
Круговорот веществ и его значение для биосферы
Цепи питания в круговороте веществ
Методика обучения общей биологии