Изучение гипотезы чистоты гамет

Практика показывает, что учащиеся лучше усваивают гипотезу чистоты гамет после того, как они поймут цитологические основы законов наследственности. Поэтому на следующем этапе урока учитель сообщает, что во времена Г. Менделя не были известны гены, мейоз и митоз. Он отмечает познаваемость биологических явлений, показывает, как много узнали ученые за сравнительно небольшой срок, а процесс познания продолжается. Далее учитель отмечает гениальность Г. Менделя, который для объяснения законов наследственности создал гипотезу. Он предположил, что формирование признаков происходит под влиянием задатков; в каждой клетке организма (кроме гамет) имеется по два сходных задатка, отвечающих за формирование одного признака; при образовании половых клеток в них оказывается по одному задатку из каждой пары, значит, гаметы гибридной особи чисты, не гибридны; при оплодотворении в зиготе снова оказываются два задатка, их парность восстанавливается.

Учитель просит сопоставить гипотезу чистоты гамет Менделя с цитологическими основами законов наследования и подводит школьников к выводу, что, согласно данным цитологии, в гаметах благодаря мейозу действительно оказывается одинарный набор хромосом, следовательно, и генов, или, по Менделю, материальных задатков, которые отвечают за формирование признаков.

Знания цитологических основ наследования важно использовать для показа его статистической природы. Учитель обращает внимание на случайный, непредсказуемый характер распределения каждой пары генов между гаметами в процессе мейоза, а также характер объединения каждой пары генов при оплодотворении. Но при анализе множества случайных событий обнаруживается их закономерность. Это положение учитель поясняет на примере проявления закона расщепления в малочисленном потомстве, при анализе небольшого числа семян гороха. Чем больше численность потомства, тем ближе фактические данные к теоретическим расчетам, четче проявляется расщепление в отношении 3:1.

Учитель может рассказать, что, исходя из статистической природы законов наследственности, молено с помощью математических расчетов определить соотношение расщепления. При этом следует? руководствоваться положением, что вероятность наступления двух независимых событий (распределение генов между гаметами и их объединение при оплодотворении) равна произведению вероятности каждого из них. Восстановление знаний из курса алгебры о произведении многочлена на многочлен дает представление о результатах возможных сочетаний двух типов половых клеток, несущих различные гены.

В заключение учитель делает вывод, что вероятность каждого отдельного события носит случайный характер, в то время как в проявлении множества событий обнаруживается строгая закономерность. Следует подчеркнуть, что благоприятные комбинации генов, обеспечивающие приспособление особей вида к среде обитания, возникают не случайно. Они отбираются и сохраняются естественным отбором, который действует на генотип в целом, в чем и проявляется его творческая роль.

Закреплению знаний законов наследственности, их цитологических основ способствует упражнение в определении генотипов, гомо- или гетерозигот, доминантных и рецессивных генов, составление схем скрещивания, выявление генного состава гамет и зигот. В ходе закрепления знаний углубляется понимание сущности оплодотворения, в процессе которого не только восстанавливается диплоидный набор хромосом, но и увеличивается возможность появления более разнообразного потомства. Учитель привлекает внимание учащихся к установлению связи между генотипом и фенотипом, отмечает, что генотип не может строго соответствовать изменениям внешней среды, зато фенотип отвечает этим изменениям.

Naim nait 2 EXPOSURE 2010S2 INTEGRATED.


Учителю биологии на заметку:

Закон независимого наследования признаков
Цитологические основы закона независимого наследования
Явление сцепленного наследования
Эксперимент по скрещиванию мух
Генетика пола
Новообразование при скрещивании. Генотип как целостная система
Значение генетики для медицины и здравоохранения
Последствия родственных браков пагубны
Равноценность человеческих рас с точки зрения генетики
Обобщение знаний закономерностей наследования
Изучение изменчивости организмов
Методика обучения общей биологии