Ядро, его строение и функции

В связи с огромной ролью ядра в жизнедеятельности клетки необходимо на изучение его строения и функций выделить специальный урок. Важно, чтобы учащиеся хорошо усвоили роль ядра в обмене веществ, в делении клетки, умели устанавливать его связь с другими органоидами.

Усвоению нового материала способствует проверка знаний химического состава клетки, содержания в ней нуклеиновых кислот и белков, а также строения и функций цитоплазмы, клеточной оболочки, органоидов клетки. Знания учащихся учитель проверяет перед изучением нового материала и при его объяснении. На уроке используются методы беседы, работы с учебником. Учитель демонстрирует схему строения клетки и обращает внимание на структуру ядра. Он спрашивает учащихся, все ли клетки имеют ядро. Школьники приходят к выводу, что клетки почти всех организмов имеют одно, а иногда и несколько ядер. Однако бактерии и сине-зеленые водоросли не имеют оформленного ядра, за что получили название безъядерных (или прокариот). Остальные организмы составляют группу ядерных (или эукариот).

Учитель отмечает, что наличие или отсутствие ядра в клетке – важный признак, который лежит в основе систематического деления организмов на различные царства, что доядерные объединены в царство дробянок, а ядерные – в царства растений, животных и грибов. Затем учитель показывает на таблице ядро, ядерную оболочку, ядрышко, ядерный сок, хромосомы и отмечает, что все эти структуры можно видеть в ядре в период между делениями клетки – интерфазу.

Второй период жизни клетки составляет деление, в который на определенном этапе ядро как обособленная структура не обнаруживается.

Учащиеся рассматривают ядерную оболочку и высказывают предположение о ее строении. В результате они убеждаются в том, что ядерная оболочка состоит из двух мембран, которые имеют сходство с плазматической мембраной. Ядерная оболочка пронизана множеством пор, через которые осуществляется обмен веществ между ядром и цитоплазмой.

Учитель сообщает, что в ядерном соке расположены ядрышко и хромосомы; в ядрышке формируются рибосомы. Наиболее подробно учащиеся знакомятся с хромосомами. По предложению учителя они восстанавливают знания генетического критерия вида.

Обращение к рисунку в учебнике и таблице помогает учащимся составить представление о хромосомах в неделящейся клетке как тончайших нитях, состоящих из молекул ДНК и белка. Учитель подчеркивает, что в клетках каждого вида содержится строго определенный набор хромосом, например 46 хромосом в клетках тела человека. Учащиеся видят, что в ядре неделящейся клетки все хромосомы сильно переплетены между собой. Затем школьники рассматривают рисунок клетки в период деления, стадии профазы и метафазы. Они видят, что в профазе ядро сильно увеличилось и в нем хорошо видны компактные тельца – хромосомы, в метафазе отсутствует ядерная оболочка, хорошо видны хромосомы и разошедшиеся к полюсам центроли.

Сравнение состояния ядра, хромосом в период между делениями и в момент деления помогает школьникам убедиться, что ядро претерпевает значительные изменения: в интерфазе хромосомы имеют вид тонких нитей, в период деления они приобретают вид компактных телец. Претерпевают изменения ядерная оболочка, ядрышко. Школьники должны вспомнить, как происходит само- удвоение ДНК. Они рассказывают об этом процессе, о синтезе и-РНК. Учитель отмечает, что эти процессы происходят в период интерфазы, когда хромосомы имеют вид тончайших нитей. Он указывает на высокую активность клетки в интерфазе, на синтез в ней в этот период белков, жиров и углеводов, на высокую интенсивность дыхания и образования молекул АТФ, на увеличение числа митохондрий, хлоропластов и других органоидов. Учитель делает вывод, что в период интерфазы клетка готовится к делению

После рассмотрения особенностей строения ядра учащиеся читают и заполняют таблицу, отразив в ней все структуры ядра, их химический состав, строение и функции. При закреплении знаний учащиеся используют записи в таблице, рассказывают об особенностях их строения в связи с выполняемыми функциями, устанавливают связь между ядром и цитоплазмой, между ядром и органоидами клетки.


Учителю биологии на заметку:

Строение и функции клеток прокариот. Неклеточные формы жизни
Учебно-воспитательные задачи темы Обмен веществ
Функции и сущность процессов обмена веществ
Знания о пищеварительных ферментах
Этапы энергетического обмена – гидролитическое расщепление и бескислородное окисление
Особенности обмена веществ в растительной клетке
Темновая стадия фотосинтеза. Хемосинтез
Биосинтез белков и его значение
Сборка белковой молекулы на рибосоме
Авторегуляция химических процессов в клетке
Важные задачи темы
Методика обучения общей биологии