Явление сцепленного наследования

Изучение темы должно способствовать формированию у школьников представления о развитии генетики. Решению этой задачи поможет раскрытие закона Моргана о сцепленном наследовании, условиях его проявления.

Учитель строит урок на основе беседы, самостоятельной работы с учебником, моделирования. В начале урока учащиеся вспоминают формулировку второго закона Менделя, условия проявления независимого наследования, его цитологические основы. Для проверки знаний законов наследования часть учащихся решает у доски задачи.

Проверка знаний подготавливает школьников к восприятию нового материала. Его объяснение учитель начинает с сообщения, что вслед за открытием законов наследственности Менделем ученые обнаружили факты, которые противоречили этим законам. Они сделали новые открытия. Учитель ставит вопрос: сколько признаков можно назвать у любого организма и сколько должно быть генов в генотипе, чтобы обеспечить Синтез всего разнообразия белков и формирование множества признаков? В ходе обсуждения вопроса учащиеся приходят к выводу о большом множестве признаков и тысячах и десятках тысяч генов, отвечающих за их формирование. Восстановление знаний о локализации генов в хромосомах, об ограниченном числе хромосом убеждает учащихся в том, что каждая хромосома – носительница сотен и тысяч генов. Учитель просит вспомнить ход митоза и мейоза и обосновывает положение о том, что в результате деления в новые клетки и гаметы отходят целые хромосомы, а значит, и весь содержащийся в них набор генов.

По заданию учителя школьники воспроизводят формулировку закона независимого наследования, условия его проявления и убеждаются в том, что этот закон неприменим в том случае, если неаллельные гены расположены в одной хромосоме. А так как расположение генов в одной хромосоме – наиболее частый случай, то наиболее распространенным оказывается явление совместного наследования. Эти обоснования позволяют сформулировать закон сцепленного наследования Моргана, в основе которого лежит локализация многих генов в одной хромосоме.

Школьники получают задание – построить схему скрещивания двух гомозигот (доминантной и рецессивной), у которых две пары неаллельных генов расположены в одной хромосоме, вывести соотношение расщепления. Проверка выполнения работы позволяет заострить внимание на соотношении расщепления и подчеркнуть его сходство с расщеплением при моногибридном скрещивании: появление потомства всего двух фенотипов, расщепление в отношении 3:1, что свидетельствует о поведении двух пар неаллельных генов как одной пары аллелей.


Учителю биологии на заметку:

Эксперимент по скрещиванию мух
Генетика пола
Новообразование при скрещивании. Генотип как целостная система
Значение генетики для медицины и здравоохранения
Последствия родственных браков пагубны
Равноценность человеческих рас с точки зрения генетики
Обобщение знаний закономерностей наследования
Изучение изменчивости организмов
Модификационная изменчивость
Закономерности изменчивости
Наследственная изменчивость. Мутации
Методика обучения общей биологии