Клеточная теория

В результате изучения темы школьники должны усвоить основные положения клеточной теории, оперировать ими для отстаивания диалектико-материалистических взглядов на живую природу, знать задачи науки цитологии и основные этапы ее развития. Ознакомление с методами цитологических исследований должно способствовать убеждению учащихся в познаваемости живой природы.

На уроке учитель использует лабораторную работу, беседу, работу с учебником. Усвоению ряда положений клеточной теории способствует проверка знаний химического состава клетки, выявление общности неживой и живой природы, ее материального единства.

Объяснение нового материала учитель начинает с обсуждения предмета цитологии, изучающей строение, функции и химический состав клеток многоклеточных и одноклеточных организмов, протекающие в них биохимические процессы, размножение клеток, выявить различия клеток растений и животных.

Учитель просит вспомнить из курса ботаники, когда и кем была открыта клетка. Для закрепления знаний учитель предлагает учащимся прочитать в статью «Цитология – наука о клетке» и сделать вывод, что развитие цитологии тесно связано с усовершенствованием микроскопа.

Затем учащиеся вспоминают внутреннее строение органов цветкового растения, животных, человека, бактерий, В процессе беседы школьники приходят к выводу, что все живые существа имеют клеточное строение. Учитель предлагает учащимся сравнить на таблицах строение клеток растений, животных, человека и бактерий, а затем рассмотреть их под микроскопом, провести лабораторную работу. Школьники получают задание: 1. Приготовьте микропрепарат (кожицы лука, листа элодеи, клеток слизистой полости рта, дрожжевых грибов, бактерий сенной палочки). 2. Рассмотрите клетки, сравните и опишите их форму, размеры, клеточные структуры и назовите их. 3. Сделайте вывод о значении сходства и различия в строении клеток разных организмов.

При обсуждении результатов работы учащиеся подводятся к выводу, что клетки всех организмов имеют сходное строение: все они имеют клеточную оболочку, цитоплазму, значительная часть имеет ядро. В то же время клетки различаются по форме, размерам, по специфическим органоидам; например, хлоропласты в основном есть в клетках растений. У бактерий неоформленное ядро. Сходство в строении клеток свидетельствует о родстве всех организмов, о единстве органического мира.

Учитель выясняет, о чем свидетельствуют различия. В результате школьники приходят к выводу, что различия говорят о разных путях эволюции растительного и животного мира, грибов и бактерий, о возникновении этих различий на разных этапах эволюции органического мира.

Учащиеся сопоставляют результаты своих наблюдений микропрепаратов с изображением клеток на таблицах, чтобы убедиться в неполноте собственных наблюдений. Школьники самостоятельно объясняют различия между тем, что они наблюдали на микропрепарате, и изображением на таблице. Они делают вывод, что различие определяется небольшим увеличением микроскопа, его невысокой разрешающей способностью.

Учитель предлагает внимательно рассмотреть таблицу и назвать органоиды клетки. Помогая учащимся, он отмечает их малые размеры, подчеркивает, что значительная часть органоидов, изображенных на схеме, имеется в клетках растений, животных, человека, грибов и бактерий. Тем самым школьники укрепляются в выводе о материальном единстве органического мира. Однако на данном этапе обучения не следует требовать от учащихся запоминания названия всех органоидов. Эта задача должна решаться в процессе изучения всей темы.

Далее учащиеся восстанавливают знания химического состава клетки, делают вывод, что он сходен у всех организмов, что также свидетельствует об их материальном единстве. Затем учитель просит вспомнить, благодаря чему происходит рост цветковых растений. Школьники говорят о росте корня и стебля в длину и ширину в результате деления и роста клеток. Так выявляется способность клеток размножаться делением.

Учащиеся определяют роль клеток в размножении организмов. Восстановление знаний из курса ботаники и зоологии помогает школьникам установить, что в половом размножении участвуют специальные половые клетки, что после оплодотворения – слияния мужской и женской половых клеток – начинается развитие нового организма. Значит, клетка – единица размножения организмов.

Учитель просит школьников вспомнить обмен веществ, составляющие его процессы, и указать, где они протекают. В результате учащиеся делают вывод, что процессы ассимиляции и диссимиляции, самоудвоения молекул ДНК, синтеза и-РНК, белков протекают в клетке, которая, таким образом, представляет собой единицу жизнедеятельности организмов.

Учащиеся с помощью учителя записывают в тетрадях основные положения о клетке, рассмотренные в процессе беседы. Затем они читают в статью «Клеточная теория» и дополняют, уточняют свои записи.

Материал о цитологических методах исследования рекомендован программой для ознакомления, поэтому его не следует заучивать, задавать на дом, а надо лишь рассмотреть в классе. При этом важно использовать материал о методах цитологического исследования для формирования научного мировоззрения учащихся, убеждения их в познаваемости живой природы, ее ультраструктур.

В процессе заключительной беседы важно убедить школьников в том, что ученые владеют большим арсеналом цитологических методов, с их помощью они все глубже познают строение и функции клеточных структур, расширяют сферу познания клетки, доказывают познаваемость живой природы. Учитель закрепляет знания учащимися основных положений клеточной теории.

Купить недорого кресло-кровать кресло кровать купить кресла кровати недорого.


Учителю биологии на заметку:

Строение и функции клеточной оболочки
Цитоплазма и ее органоиды, их функции в клетке
Митохондрии и пластиды
Комплекс Гольджи и другие структуры цитоплазмы
Ядро, его строение и функции
Строение и функции клеток прокариот. Неклеточные формы жизни
Учебно-воспитательные задачи темы Обмен веществ
Функции и сущность процессов обмена веществ
Знания о пищеварительных ферментах
Этапы энергетического обмена – гидролитическое расщепление и бескислородное окисление
Особенности обмена веществ в растительной клетке
Методика обучения общей биологии